:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Миссия ученика

Смысл жизни состоит в том, чтобы найти свой дар. Цель жизни - отдать его.
Пабло Пикассо

Реализация введённого нами принципа человекосообразности образования предполагает развитую систему соответствующих категорий и понятий, многие из которых нуждаются в педагогическом обосновании и толковании. К числу таких основополагающих понятий относится понятие «миссия ученика», которое связано с содержанием целей его образования и направлениями его образовательных траекторий.

Понятие "миссия" происходит от лат. missio - посылка, поручение. Вопрос заключается в том, откуда и от кого следует посыл, если речь идёт об ученике? Можно ли миссию "дать" ученику?

Человекосообразный подход определяет миссию ученика как его внутренне заложенное предназначение. Основным носителем миссии является сам ученик. Педагоги, родители, школа, социум - все они могут оказать содействие ученику в осознании и реализации его миссии, но они не могут определить миссию ученика без него самого.

С педагогической точки зрения миссия ученика означает предназначение, основный смысл обучающегося человека. На основе миссии ученика определяются цели и задачи его обучения, содержание и технологии образования, критерии оценки результатов. Именно миссия наполняет обучение ученика смыслом, делает его личностно значимым, мотивированным и целенаправленным.

Изначально миссия ученика скрыта от него. Задача педагога, родителя - помочь ученику найти и реализовать свою миссию, проявить её в конкретных и реальных делах, в учебно-образовательном процессе.

Если ученик осознаёт свою миссию обучения, его не нужно будет дополнительно завлекать и уговаривать учиться. Это будет его собственный выбор и желание. Роль учителя тогда будет в обеспечении ученика средствами выявления и реализации своей миссии. Такими средствами станут учебные предметы, уроки, занятия и другой педагогический арсенал.

Миссия ученика - необязательно готовый сценарий его обучения, который надо угадать и исполнить. Одна и та же миссия может иметь разные сценарии воплощения. Траектория образовательного движения у каждого ученика особенная. И зависит она от многих факторов, в том числе от внешних обстоятельств.

Проявление миссии, как правило, связано с преодолением трудностей. Ученик в этом убеждается тогда, когда встречает препятствия, не только внешние, но и внутренние - связанные с его личностными качествами, которые нуждаются в развитии. Таким образом, "миссионерское" начало в обучении позволяет ученику осознавать необходимость овладения теми или иными знаниями, умениями, компетентностями.

Преодоление трудностей позволяет ученику находить свои призвания в учёбе и в жизни. Это является подтверждением его миссии, а также одним из результатов её реализации.

Миссия ученика, - как педагогическая категория, играет роль стартового системообразующего начала для построения методологии педагогики человека. Категория миссии ученика раскрывается и реализует свою методологическую функцию через систему таких понятий, как «предназначенность ученика», «предрасположенность ученика», «предпочтения ученика», "призвание ученика". Методологический аппарат традиционной педагогики не содержит таких понятий и нам их необходимо определить.


Приложение. Метод выявления миссии ученика

Приведём пример метода работы с учениками по выявлению их миссии.

Учащимся предлагается задание "Моя миссия":

1. Запишите свои мечты и желания, которые относятся к вашему обучению - как можно больше, но не менее 30 штук.

2. Разделите их на три части:
1) иметь
2) быть
3) делать

3. Дополните мечты и желания в разделах "быть" и "делать".

4. Поднимите вверх самые желанные мечты в разделах "быть" и "делать". Составьте их рейтинг. Придумайте, как вы сможете реализовать ваши мечты.

5. Представьте самые желанные мечты визуально (нарисуйте), в мысленных образах, в форме сказки или рассказа. Выступите со своим проектом реализации мечты.

Задание удобнее выполнять на компьютере, чтобы можно было перекомпоновывать и корректировать мечты.

---

Литература

1. Хуторской А.В. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации : Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 19.01.2015 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm

2. Хуторской А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).

3. Хуторской А.В. Телекоммуникации как средство развития креативности человека // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г.Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004. – С.31-38.

4. Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и человекосообразного типов образования // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции / Сборник материалов Международного научно-практического конгресса. V Славянские педагогические чтения, 1-2 ноября 2006 г. – М., 2006. – С.191-197.

5. Хуторской А.В. Почему необходим переход к человекосообразному образованию? К обоснованию концепции и программы исследований // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С.9-25.

6. Хуторской А.В. Наличие разных смыслов образования – условие его человекосообразности // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские научные чтения, 24-25 мая 2007 г. – СПб.: СПбГУП, 2007. – С.392 – 395.

7. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении современного образования // Инновации в образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – С.10-20.

8. Хуторской А.В. Цели и задачи научной школы человекосообразного образования // Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – С. 8-16.

9. Хуторской, А.В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. 2009. №6(40). С. 4-11.

10. Хуторской А.В. Проектирование и реализации человекосообразного типа образования: к обоснованию педагогического эксперимента // Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины [Текст] : [материалы Всерос. методол. конф.-семинара] / Гл. ред. В.В.Краевский; ред. Р.В. Почтер. – Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2009. – С. 300-308.

11. Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике // Идеологические аспекты методологического обеспечения научных исследований : материалы Всероссийского методологического семинара / науч. Ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.: МГУП, 2010. – С. 171-177.

12. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности в образовании // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 5. - С. 12-13.

13. Хуторской А.В. О социосообразном и человекосообразном подходах к образованию: критика концепции, которая предписывает человеку только одну функцию - исполнять функции общества // Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы: материалы Всероссийского методологического семинара / науч. ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.: МИОО, 2011. – С. 134-141.

14. Научная школа человекосообразного образования // Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – С.9-15. (Серия «Инновации в обучении»).

15. Хуторской А.В. Человекосообразная дидактика Ж.-Ж.Руссо // Историко-педагогический журнал. – 2012 - №2.

16. Хуторской А.В. Компетентностный подход с позиций человекосообразного образования // Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] : сб. науч. тр. / отв. Ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Вып. 7. – Екатеринбург : СВ-96, 2012. – С. 76-86.

17. Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. - 1990. - № 5. - С. 56-58; 1991. - № 2. - С. 56-59.


---

Для ссылок:

Хуторской А.В. Миссия ученика
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/mission_of_the_student.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, Твиттер.




 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо