: НАУЧНАЯ ШКОЛА

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Научная школа А.В. Хуторского


Главные новости

 

Вышло в свет электронное издание учебника Педагогика (автор А.В. Хуторской).

 

Вышла в свет книга: Стать кандидатом наук. Как сделать и защитить диссертацию

 

Вышла в свет книга: Функциональная грамотность в образовании

 

Отчёт о результатах Научной школы А.В. Хуторского в 2022 году.

 

Вышла в свет книга: А.В. Хуторской. История педагогики (50 мировых систем)

 

"Современная дидактика" 2021 года. Вышло в свет 3-е издание легендарной книги А.В. Хуторского.

 

Издана фундаментальная работа А.В. Хуторского Педагогика, 608 стр.

 

800 публикаций Научной школы А.В. Хуторского: диссертации, методология образования, компетентностный и метапредметный подходы, эвристическое обучение, дистанционное образование и др.

 

Другие новости >>


Что представляет собой наша научная школа? (Хуторской А.В.)

Прежде всего, это научное течение (подробнее). Основной вектор исследований — человекосообразность образования. Цель образования — самореализация человека. Задача научной школы — приведение системы образования в соответствие миссии человека.

Статус Научной школы - общественное объединение в форме научно-педагогического движения, которое включает в себя педагогов, методистов, учёных, учащихся, администраторов образования, различные учреждения образования и науки, поддерживающих цели Научной школы и участвующие в реализации её Программы.

Основные положения Научной школы А.В.Хуторского:

1. Человек – творец.
2. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.
3. Человек потенциально равновелик миру. Вселенная предназначена для вселения человека.
4. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
5. Смысл образования человека – реализация его возможностей.

Что такое человекосообразность образования?

А.В.Хуторской ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

Основы образования человека с позиций Научной школы:

1. Образование – процесс и результат образовывания человека.
2. Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру.
3. Образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.
4. Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса.
5. Содержание образования – среда для самореализации человека.
6. Компетентностный подход – договор между социумом и человеком.
7. Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика.

Каковы исследовательские цели Научной школы?

Основная цель Научной школы – проектирование, исследование и реализация человекосообразного типа образования.

Эта цель выражается в трёх главных исследовательских задачах:

1. Изучить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования.

Данная задача порождает ряд исследовательских вопросов, например:

• Что такое потенциал человека? Какими способами его можно выявлять? Как содержания.
• Каков состав потенциала человека? Относительно каких критериев формулировать содержание этого потенциала? Например, должны ли сюда входить такие человеческие способности, как чтение мыслей на расстоянии, телепортация, интуитивное познание мира? Т.е. что именно должно быть раскрыто в человеке или человеком в процессе его образования?
• Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека? Что означает человекосообразность образования? В чём его сходства и отличия от природосообразного культуросообразного образования, от свободного развития, личностно-ориентированного образования?

2. Определить особенности жизни человека в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования.

Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует прежде всего компетентностный подход к образованию.

3. Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии.

Миссия человека – есть то, что следует из смысла его существования. Понятие «миссии человека» (миссии ученика) в педагогике, дидактике и методике сегодня практически не исследовано. Между тем, именно на основе миссии человека возможно формулирование целей его образования.

Указанная задача предполагает постановку исследовательских вопросов, например:

• Что такое миссия человека? Есть ли у неё специфика для человека как ученика?
• Кем (чем) задаётся миссия человека? Какова роль религиозных конфессий, государства, семьи? Какова роль самого человека в её определении?
• Как миссия соотносится с процессом её достижения? С образовательным процессом?
• Существуют ли общая и индивидуальная составляющая миссии человека?

Под человекосообразностью образования мы понимаем ориентацию на эти три задачи.

Приглашаю обсудить эти задачи в аккаунтах научной школы Телеграм, ВКонтакте, ЯндексДзен, Одноклассники, Ютуб, Рутуб, на форуме научной школы.

А.В.Хуторской

---

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Что представляет собой наша научная школа.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science



См. далее: Новости Научной школы.
 


© А.В.Хуторской, 1997—2023

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо