Понятия, учения, концепции научной школы
Основные инновации Научной школы А.В.Хуторского
В результате деятельности А.В.Хуторского, его коллег, единомышленников,
учителей-экспериментаторов, школ – участников научно-педагогических
исследований, начиная с 1988 года, разработаны инновационные понятия, учения,
концепции, образовательные модели, технологии обучения, формы и методы.
Учения и концепции, разработанные Научной школой:
• Концепция человекосообразного образования
• Педагогическая инноватика
•
Дидактическая эвристика
•
Педагогика русского космизма
• Ситуативная педагогика
• Компетентностный подход к образованию
• Метапредметный подход к образованию. Пять уровней метапредметности в
образовании
• Философия дистанционного образования с позиций русского космизма
• Личностно-ориентированное дистанционное образование
• Метапредметное содержание образования и его стандартов
• Креативный компонент образовательных стандартов
Инновационные понятия, введенные Научной школой:
• Миссия ученика
• Образовательный потенциал ученика
• Профессиональный потенциал учителя
• Человекосообразное образование
•
Индекс развития образовательного потенциала ученика
•
Эвристическое обучение
•
Эвристическое задание
• Эвристические компетенции
• Продуктивное обучение
•
Образовательный продукт
• Внешний образовательный
продукт
• Внутренний образовательный
продукт
• Образовательная ситуация
• Происходящая теория обучения
• Потенциал образовательного пространства
• Потенциал содержания образования
• Распределенное образование
•
Учебный метапредмет
• Метапредметное содержание образования
• Деятельностное содержание образования
•
Фундаментальный образовательный объект
• Культурно-исторический аналог
• Индивидуальная образовательная траектория
• Образовательное целеполагание
• Образовательная рефлексия
• Эвристический диалог
• Компетенции человекосообразности
• Компетенции эвристического учителя
Принципы, закономерности, классификации
• Принцип человекосообразности образования
• Принцип продуктивности обучения
• Закономерность: "Образовательный потенциал ученика при человекосообразном образовании
возрастает"
• Закономерность: "Эвристическая ориентация обучения ведёт к увеличению продуктивности
образования и более качественному освоению традиционных образовательных
стандартов"
• Закономерность: "Если в основу образовательного целеполагания наряду с
социальным заказом заложить потенциал человека, это приведёт к мотивированному
продуктивному обучению и творческой самореализации"
• Закономерность: "Уровень метапредметных
компетентностей учащихся зависит от уровня метапредметных компетентностей
учителя (корреляция компетентностей)".
• Типология ключевых компетенций
• Типология эвристических заданий
• Типология творческих работ
Образовательные модели Научной школы:
• Модель образования как вселения человека в мир (во Вселенную)
• Технология инноваций в образовании
• Эвристическая школа
• Эвристический класс
•
Школа свободного развития (авторская школа А.В.Хуторского)
•
Школа русского космизма (модель)
• Студенческий педагогический клуб (форма педагогической подготовки)
•
Центр дистанционного образования (действующее распределенное
сетевое учреждение)
• Очно-дистантный ФПК
• Школа-конкурс «Дистанционный учитель года» (система дистанционной конкурсной
подготовки педагогов)
• Модель проектирования ключевых, межпредметных и предметных компетенций в
образовании
• Модель педагогических компетенций
• Модель дидактических компетенций
• Модель познания фундаментального объекта разными учениками-субъектами
• Модель сопоставления персональных образовательных продуктов с
культурно-историческими аналогами
Разработанные технологии обучения
• Технология
эвристического обучения
•
Технологии эвристического изучения учебной темы
• Технология
эвристической ситуации
• Технология экстериоризации
• Эвристическое погружение
• Технология ИТР – «Индивидуальные
творческие работы»
• Дневник достижений ученика
• Диагностическая карта ученика: проекты
• Диагностическая карта ученика: предметы
• Дистанционное тьюторство
• Дистанционный профессиональный конкурс «Современный урок»
• Конкурсы «Школа года», «Дистанционная школа года», «Школьный сайт» и др.
Разработанные формы занятий • Формы эвристических занятий
• Эвристический урок
•
Дистанционная эвристическая олимпиада
• Дистанционный оргдеятельностный курс
• Дистанционная ученическая конференция
• Дистанционная научно-педагогическая конференция
• Очно-дистантная педагогическая конференция
• Очно-дистантный семинар
• Оргдеятельностный семинар как форма очного и дистанционного обучения
• Дистанционная педпрактика
• Дистанционная стажировка
• Дистанционная ученическая конференция (онлайн-защита учащимися творческих и
исследовательских работ)
• Эйдос-классы (подготовка учащихся к проведению творческих и исследовательских
работ)
• Дистанционная консультация
• Интернет-урок
• Веб-семинар
• Чат-школа
Вновь созданные и модифицированные методы, приёмы обучения • Эвристические методы обучения
• Методы эвристического обучения
• Происходящий метод обучения
• Как задавать вопросы? Техника КЗВ
• Метод обратного диалога
•
Биографический метод обучения
• Приём "Сделай по-другому"
• Приём "Своё-чужое"
• Приём "Спроси автора"
• Приём "Нарисуй мысль"
• Приём "Изобрази понятие"
• Приём "Переведи с одной науки в другую"
Полученные результаты продолжают исследоваться, развиваться и внедряться в
практику.
Литература 1.
Хуторской А.В. Тезаурус
человекосообразного образования :
Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования
человека, 2015. — 51 с. (Серия «Научная школа»).
2. Хуторской А.В. Методология
педагогики : человекосообразный подход.
Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»;
Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная
школа»). ---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Понятия, учения, концепции научной школы
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт –
Научная школа. –
http://khutorskoy.ru/science/concepts/
---
См. далее: Программа исследований
Научной школы.
|