Принцип человекосообразности образования
В конце XX – начале XXI вв. в отечественном образовании
активно разрабатывалось и развивалось понятие «личностно-ориентированное
обучение». Наше исследование также не обошло это направление стороной. Были
получены результаты, обеспечивающие данный подход с помощью методологического
вектора, задающего направление обучения от ученика, а не к нему. Это означает,
что исходной основой для определения целей и траектории обучения выступает сам
ученик, чья деятельность организуется с помощью педагога.
Личность – это только социальная составляющая человека. Она не характеризует
человека во всех его проявлениях, которые выходят за рамки социума. Поэтому мы
расширили объект исследования до человека и ввели понятие «человекосообразное
обучение».
Человекосообразность отличается от личностной ориентации образования. Понятие
«человек» является более широким, нежели понятие «личность», а потому
человекосообразное образование по своему потенциалу является более ёмким,
основополагающим и вариативным, чем личностно-ориентированное. Смысл же
человекосообразного образования определяется смыслом самого человека.
Отсюда следует, что, опираясь на достижения в области личностно-ориентрованного
образования, необходимо перейти к решению принципиально новых для педагогики и
её методологии задач: разработке доктрины, концепции, подходов, содержания,
технологий, системы оценки результатов человекосообразного типа образования.
В качестве исходного методологического принципа нами введён в педагогику
принцип человекосообразности образования человека – образование есть средство
выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему
миру.
Под человеком здесь понимается человек образовывающийся, ученик, учащийся,
обучающийся. Образование здесь понимается буквально: как образовЫВание ученика –
человека.
Литература
1. Хуторской А.В. Педагогические основания
Доктрины образования человека в Российской Федерации : Доклад к
заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27
января 2015 года [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека;
19.01.2015 г. –
http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm
2. Хуторской А.В.
Методология педагогики :
человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное
издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования
человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).
3. Хуторской А.В. Телекоммуникации как
средство развития креативности человека // Человек и его изменение в
телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы
Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г.Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004. –
С.31-38.
4. Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и
человекосообразного типов образования // Поликультурное образовательное
пространство: пути и формы интеграции / Сборник материалов Международного
научно-практического конгресса. V Славянские педагогические чтения, 1-2 ноября
2006 г. – М., 2006. – С.191-197.
5. Хуторской А.В. Почему необходим переход к
человекосообразному образованию? К обоснованию концепции и программы
исследований //
Смыслы и цели
образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред.
А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С.9-25.
6. Хуторской А.В. Наличие разных смыслов образования – условие
его человекосообразности // Диалог культур и цивилизаций в глобальном
мире: VII Международные Лихачевские научные чтения, 24-25 мая 2007 г. – СПб.:
СПбГУП, 2007. – С.392 – 395.
7. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его роль в
обновлении современного образования //
Инновации в
образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. – М.: ЦДО «Эйдос»,
2009. – С.10-20.
8. Хуторской А.В. Цели и задачи научной школы
человекосообразного образования //
Ведём эксперимент в
школе: интернет, компетенции, эвристика : сб. науч. тр. / под ред.
А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – С. 8-16.
9. Хуторской, А.В. Научная школа человекосообразного
образования: концепция и структура // Известия Волгоградского
государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. 2009.
№6(40). С. 4-11.
10. Хуторской А.В. Проектирование и реализации
человекосообразного типа образования: к обоснованию педагогического эксперимента
// Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины
[Текст] : [материалы Всерос. методол. конф.-семинара] / Гл. ред. В.В.Краевский;
ред. Р.В. Почтер. – Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2009. – С. 300-308.
11. Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании
и педагогике // Идеологические аспекты методологического обеспечения
научных исследований : материалы Всероссийского методологического семинара /
науч. Ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.: МГУП, 2010. – С. 171-177.
12. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности в образовании
// Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 5. - С. 12-13.
13. Хуторской А.В. О социосообразном и человекосообразном
подходах к образованию: критика концепции, которая предписывает человеку только
одну функцию - исполнять функции общества // Педагогическая наука
сегодня: философско-методологические проблемы: материалы Всероссийского
методологического семинара / науч. ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.:
МИОО, 2011. – С. 134-141.
14. Научная школа человекосообразного образования //
Эвристическое
обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.:
Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. –
С.9-15. (Серия «Инновации в обучении»).
15. Хуторской А.В. Человекосообразная дидактика Ж.-Ж.Руссо
// Историко-педагогический журнал. – 2012 - №2.
16. Хуторской А.В. Компетентностный подход с позиций
человекосообразного образования // Понятийный аппарат педагогики и
образования [Текст] : сб. науч. тр. / отв. Ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова.
– Вып. 7. – Екатеринбург : СВ-96, 2012. – С. 76-86.
17. Хуторской А.В. Человекообразующее
обучение // Физика в школе. - 1990. - № 5. - С. 56-58; 1991. - № 2. -
С. 56-59.
---
Для ссылок:
Хуторской А.В.
Человекосообразное образование [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт –
Научная школа. –
http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/Chelovekoobraznoe_education.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости в
Фэйсбук,
Твиттер.
|