:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Принцип человекосообразности образования

В конце XX – начале XXI вв. в отечественном образовании активно разрабатывалось и развивалось понятие «личностно-ориентированное обучение». Наше исследование также не обошло это направление стороной. Были получены результаты, обеспечивающие данный подход с помощью методологического вектора, задающего направление обучения от ученика, а не к нему. Это означает, что исходной основой для определения целей и траектории обучения выступает сам ученик, чья деятельность организуется с помощью педагога.

Личность – это только социальная составляющая человека. Она не характеризует человека во всех его проявлениях, которые выходят за рамки социума. Поэтому мы расширили объект исследования до человека и ввели понятие «человекосообразное обучение».

Человекосообразность отличается от личностной ориентации образования. Понятие «человек» является более широким, нежели понятие «личность», а потому человекосообразное образование по своему потенциалу является более ёмким, основополагающим и вариативным, чем личностно-ориентированное. Смысл же человекосообразного образования определяется смыслом самого человека.

Отсюда следует, что, опираясь на достижения в области личностно-ориентрованного образования, необходимо перейти к решению принципиально новых для педагогики и её методологии задач: разработке доктрины, концепции, подходов, содержания, технологий, системы оценки результатов человекосообразного типа образования.

В качестве исходного методологического принципа нами введён в педагогику принцип человекосообразности образования человека – образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

Под человеком здесь понимается человек образовывающийся, ученик, учащийся, обучающийся. Образование здесь понимается буквально: как образовЫВание ученика – человека.

Литература

1. Хуторской А.В. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации : Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 19.01.2015 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm

2. Хуторской А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).

3. Хуторской А.В. Телекоммуникации как средство развития креативности человека // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г.Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004. – С.31-38.

4. Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и человекосообразного типов образования // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции / Сборник материалов Международного научно-практического конгресса. V Славянские педагогические чтения, 1-2 ноября 2006 г. – М., 2006. – С.191-197.

5. Хуторской А.В. Почему необходим переход к человекосообразному образованию? К обоснованию концепции и программы исследований // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С.9-25.

6. Хуторской А.В. Наличие разных смыслов образования – условие его человекосообразности // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские научные чтения, 24-25 мая 2007 г. – СПб.: СПбГУП, 2007. – С.392 – 395.

7. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении современного образования // Инновации в образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – С.10-20.

8. Хуторской А.В. Цели и задачи научной школы человекосообразного образования // Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – С. 8-16.

9. Хуторской, А.В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. 2009. №6(40). С. 4-11.

10. Хуторской А.В. Проектирование и реализации человекосообразного типа образования: к обоснованию педагогического эксперимента // Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины [Текст] : [материалы Всерос. методол. конф.-семинара] / Гл. ред. В.В.Краевский; ред. Р.В. Почтер. – Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2009. – С. 300-308.

11. Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике // Идеологические аспекты методологического обеспечения научных исследований : материалы Всероссийского методологического семинара / науч. Ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.: МГУП, 2010. – С. 171-177.

12. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности в образовании // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 5. - С. 12-13.

13. Хуторской А.В. О социосообразном и человекосообразном подходах к образованию: критика концепции, которая предписывает человеку только одну функцию - исполнять функции общества // Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы: материалы Всероссийского методологического семинара / науч. ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.: МИОО, 2011. – С. 134-141.

14. Научная школа человекосообразного образования // Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – С.9-15. (Серия «Инновации в обучении»).

15. Хуторской А.В. Человекосообразная дидактика Ж.-Ж.Руссо // Историко-педагогический журнал. – 2012 - №2.

16. Хуторской А.В. Компетентностный подход с позиций человекосообразного образования // Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] : сб. науч. тр. / отв. Ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Вып. 7. – Екатеринбург : СВ-96, 2012. – С. 76-86.

17. Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. - 1990. - № 5. - С. 56-58; 1991. - № 2. - С. 56-59.

---

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Человекосообразное образование [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/Chelovekoobraznoe_education.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, Твиттер.


 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо