:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Индекс развития образовательного потенциала ученика

Известно, что для сопоставления уровня развития разных стран ООН применяет Индекс развития человеческого потенциала, который рассчитывается исходя из экономических, социальных и демографических показателей. Мы предлагаем ввести аналогичный показатель для определения уровня самореализации ученика в системе его образования – Индекс реализации (развития) образовательного потенциала ученика.

Что в этом случае нужно измерять? Кто и как это должен делать?

Если речь идёт об образовании человека, то вначале нужно определить, что именно в этом человеке образуется, какие в нем сферы для сопровождения, контроля и оценки? Можно взять самую простую и древнюю модель человека: тело, душа, дух. В ученике-человеке образовывается его тело, связанные с ним физиологические процессы; в нем развивается душа, эмоционально-чувственная сфера; а также дух – как воплощение разума, интеллекта, знаний. Индекс реализации образовательного потенциала должен тогда включать параметры каждой из этих трёх сфер человека.

Кстати, проанализировав пропорции существующей системы диагностики и оценки качества образования учеников, видно, что наибольшее внимание традиционно уделяется интеллектуальным, познавательным сферам, гораздо меньше – телесным, ещё меньше – душевным, чувственным, нравственным.

Если же мы хотим оценить качество общего образования, то путь только один: определить приращения в каждом диагностируемом качестве ученика.

Образование – это изменение, рост. Если делать только один диагностический срез, например, с помощью экзамена, никакого изменения в образовании мы проверить не сможем. Для этого необходимы как минимум два диагностических среза. Разница между ними как раз и определит качество и количество образования ученика, выявит его приращение.

Литература

1. Хуторской А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).

---

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Индекс развития образовательного потенциала ученика [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. –

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, Твиттер.


 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо