:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Человекосообразное образование

Предыстория термина «человекосообразное образование»

В 1990 году для обозначения реально происходящей в общеобразовательной школе инновационной практики нами было предложено понятие «человекообразующее обучение». На примере нашей собственной практики обучения физике в школе мы показали цели и возможности данного типа обучения [1]. В качестве аргументов внедрения этого новшества выступали выводы из нашей собственной практики работы учителем, а также анализ известных человеко-ориентированных систем обучения.

Предложение нового типа обучения вызвало неоднозначную реакцию среди педагогов и методистов того времени, а также дискуссию о возможности реализации заявленных нами положений в существующей тогда школе [2].

Последние 20 лет в наших исследованиях прорабатывались отдельные направления человекосообразного образования – свободно-развивающее, личностно-ориентированное, природосообразное, эвристическое, продуктивное и др. Но именно человекосообразный тип образования, на наш взгляд, является глобальным инновационным резервом, способным кардинально изменить положение дел в современной и будущей школе в направлении их гуманизации.

О понятии «человекосообразное образование»

Суть слов содержится внутри самих слов. Эту суть необходимо разглядеть. Например, суть слова «человек» - это «чело веков», ум столетий.

Сообразный – это соответствующий образу.

Образование – делание, ваяние образа.

Человекосообразное образование - образование, которое происходит сообразно человеку, заложенному в нём и создаваемому образу.

В качестве основного руководства к действию при проектировании и реализации образования нами введён принцип человекосообразности – образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру. Этот принцип устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать заложенный в человеке потенциал.

Смысл человекосообразного типа образования


Понятие «человек» – более широкое, чем понятие «личность». Содержание понятия «человек» включает в себя не только социальный аспект личности, но и такие аспекты, как природосообразность, культуросообразность, богосообразность (человек как созданный по образу и подобию Божью).

Человек являет собой собирательный и собирающий во времени образ общечеловеческих достижений, «чело веков» – ум столетий. Поэтому человекосообразное образование – понятие более ёмкое, основополагающее и потенциально вариативное, чем личностно-ориентированное. Социальная роль человека не является здесь доминирующей, как в случае с личностью, а выступает «одной из» его ролей.

Смысл человекосообразного образования определяется смыслом человека. Существуют различные понимания человека. В зависимости от ответа на вопрос «что есть человек» устанавливается и реализуется та или иная система его образования.

В нашем понимании, у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, региона и т.п.

Подчеркнем отличие человекосообразного образования от человекоориентированного или человекоцентрированного, такие понятия тоже можно встретить в педагогической литературе. Сообразность – это соответствие образу, а центрированность – это использование образа человека в качестве объекта воздействия - мишени. Человекосообразное означает не противоречащее образу человека, а происходящее в соответствии с этим образом. Человекосообразное образование близко по смыслу к человекообразующему, в котором образовывание человека и есть процесс его образования, т.е. перехода от потенциально заложенной возможности к её воплощению в реальности.

Исходные установки для проектирования человекосообразного образования

1. Образование – процесс и результат образовывания человека.

2. Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру.

3. Образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.

4. Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса.

5. Содержание образования – среда для самореализации человека.

6. Компетентностный подход – договор между социумом и человеком.

7. Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика.

Сегодняшнее массовое образование, к сожалению, не ориентировано на человека. Я считаю, что каждый из нас способен на большее, чем ему предоставляют существующая система образования. Потенциал человека безграничен. Наша задача - воплотить принцип человекосообразности образования в науку и практику образования и помочь людям стать успешными в учёбе, в профессии, в жизни. Для этого, прежде всего, нужно принять, что образование относится к человеку, в его основе лежит понятие и сущность человека.

Проблемы для исследований

В исследовательском отношении возникают следующие вопросы, нуждающиеся в решении:

1. Существует ли один общий для всех образ человека? Либо образ человека для каждого человека свой.

2. Аналогичный вопрос об общем и уникальном образовании: возможно ли общее для всех содержание образования?

3. Наличие противоречий, противоположностей – атрибут любого человека. Имеется ли возможность непротиворечивого описания образа человека?

4. Отрицательные черты – такой же атрибут человека, как и черты положительные. Означает ли это, что человекосообразным образованием следует считать как развитие положительных, так и развитие отрицательных черт?

5. «Сообразность» в образовании относится не только к человеку, но и другим сферам его внутреннего и окружающего мира: природе, культуре, Богу, социуму. Каким образом определить соотношение и взаимодействие различных сообразностей в общем образовании человека?

Литература

1. Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. - 1990. - № 5. - С. 56-58; 1991. - № 2. - С. 56-59.

2. Эткина Е.В. Возможно ли сегодня человекообразующее обучение? // Физика в школе. – 1990. - №5. – С. 58-60.

3. Хуторской А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).

4. Хуторской А.В. Телекоммуникации как средство развития креативности человека // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г.Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004. – С.31-38.

5. Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и человекосообразного типов образования // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции / Сборник материалов Международного научно-практического конгресса. V Славянские педагогические чтения, 1-2 ноября 2006 г. – М., 2006. – С.191-197.

6. Хуторской А.В. Почему необходим переход к человекосообразному образованию? К обоснованию концепции и программы исследований // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С.9-25.

7. Хуторской А.В. Наличие разных смыслов образования – условие его человекосообразности // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские научные чтения, 24-25 мая 2007 г. – СПб.: СПбГУП, 2007. – С.392 – 395.

8. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении современного образования // Инновации в образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – С.10-20.

9. Хуторской А.В. Цели и задачи научной школы человекосообразного образования // Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – С. 8-16.

10. Хуторской, А.В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. 2009. №6(40). С. 4-11.

11. Хуторской А.В. Проектирование и реализации человекосообразного типа образования: к обоснованию педагогического эксперимента // Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины [Текст] : [материалы Всерос. методол. конф.-семинара] / Гл. ред. В.В.Краевский; ред. Р.В. Почтер. – Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2009. – С. 300-308.

12. Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике // Идеологические аспекты методологического обеспечения научных исследований : материалы Всероссийского методологического семинара / науч. Ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.: МГУП, 2010. – С. 171-177.

13. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности в образовании // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 5. - С. 12-13.

14. Хуторской А.В. О социосообразном и человекосообразном подходах к образованию: критика концепции, которая предписывает человеку только одну функцию - исполнять функции общества // Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы: материалы Всероссийского методологического семинара / науч. ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.: МИОО, 2011. – С. 134-141.

15. Научная школа человекосообразного образования // Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – С.9-15. (Серия «Инновации в обучении»).

16. Хуторской А.В. Человекосообразная дидактика Ж.-Ж.Руссо // Историко-педагогический журнал. – 2012 - №2.

17. Хуторской А.В. Компетентностный подход с позиций человекосообразного образования // Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] : сб. науч. тр. / отв. Ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Вып. 7. – Екатеринбург : СВ-96, 2012. – С. 76-86.

18. Король А.Д. Человекосообразность сетевой педагогики: дидактический аспект [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 22.10.2011 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2011/0425-02.htm 

19. Хуторской А.В. Стандарты образования, сообразные человеку [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 22.10.2011 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2011/0525-09.htm 

---

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Человекосообразное образование [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/Chelovekoobraznoe_education.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, Твиттер.


 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо