Центр дистанционного образования
Центр дистанционного образования —
модель
распределенного сетевого образовательного
учреждения. Его назначение — организация очно-дистантной образовательной
деятельности участников учебного процесса, находящихся территориально в
различных населённых пунктах, имеющих доступ к Интернет. Данная модель воплощена
в реально действующей организации — Центре дистанционного образования «Эйдос»,
основы деятельности которого строятся на принципах Научной школы А.В.Хуторского.
Центр дистанционного образования «Эйдос»
Центр дистанционного образования «Эйдос» — некоммерческое негосударственное
образовательное учреждение (ННОУ), учреждёно в 1998 году в России.
Миссия Центра дистанционного образования «Эйдос» -
развитие сетевого творческого потенциала отечественного образования средствами
телекоммуникационных педагогических технологий и ресурсов. Научно-практическая,
инновационная и образовательная деятельности ЦДО «Эйдос» сосредоточены в области
Интернет-поддержки дистанционного обучения школьников и профессионального
развития педагогов.
Основные направления деятельности — научно-педагогические исследования,
проведение Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад,
Всероссийского
конкурса «Дистанционный учитель года», дистанционное повышение квалификации
педагогов, дистанционное обучение школьников в форме
курсов и
проектов.
Научная платформа
Деятельность Центра осуществляется на основе концепции человекосообразного
образования, которая разработана доктором пед. наук, чл.-корр. Российской
академии образования А.В. Хуторским. В основе концепции — личностная
культурно-историческая самореализация человека на основе его эвристической,
продуктивной, рефлексивной деятельности.
В основе образовательной платформы ЦДО "Эйдос" «три кита»:
личность, творчество, отечество.
• Личностная ориентация — при разработке и проведении дистанционных мероприятий
учитываются интересы, особенности, возможности участников. Критерием
эффективности обучения выступает личностное приращение и внутренний рост каждого
учащегося.
• Творческая самореализация учащихся происходит в ходе их продуктивной
эвристической деятельности. Главная цель дистанционных курсов, проектов,
олимпиад — создание участниками собственной образовательной продукции в
изучаемых областях знаний и освоение необходимых для этого навыков и способов
деятельности. Ориентация занятий — развитие одарённости учащихся.
• Опора на отечественный научный и образовательный
потенциал - необходимое условие устойчивости и эффективности образовательной
организации. Ориентируясь на открытое образовательное пространство, Центр
"Эйдос" в качестве опоры использует традиции отечественной философии и
образования.
Реализация принципов человекосообразного образования
осуществляется с помощью оргдеятельностных технологий, которые включают
целеполагание, индивидуальную образовательную траекторию, образовательную
продукцию, рефлексию дистанционных учащихся. Педагогические оргдеятельностные
технологии интегрируются с телекоммуникационными. Необходимое условие осознания
учащимся и педагогом собственного образовательного приращения - рефлексивная
деятельность. Все дистанционные мероприятия Центра включают в себя рефлексивный
компонент.
Цель дистанционных курсов, семинаров, конференций, олимпиад и
других проектов Центра "Эйдос" - создание их участниками образовательной
продукции в изучаемых областях знаний и освоение необходимых для этого навыков и
способов деятельности. Такой подход реализуется на основе специально
разработанной креативной технологии дистанционного обучения, которая позволяет
учащимся выстраивать всегда уникальную траекторию своего образования и
обеспечивать продуктивность своей деятельности.
На базе Центра действует распределенная научная школа, ведутся диссертационные
исследования - http://khutorskoy.borda.ru
По результатам исследований защищена 1 докторская диссертация и 5 кандидатских.
Организационная структура
Центр дистанционного образования «Эйдос» — учреждение
распределенного типа. Педагоги, учащиеся и другие участники проводимых в Центре
занятий находятся в разных городах и странах. Их взаимодействие происходит с
помощью компьютерных телекоммуникаций, технологий и ресурсов Интернет. Такой
технологический базис позволяет создать более гибкую и эффективную
организационную структуру по сравнению с традиционными формами организаций. В
результате исчезают традиционные разграничения между внутренними и внешними
членами организации, собственными и чужими ресурсами.
В составе Центра работают кафедры: педагогики, математики, русского языка и
литературы, иностранных языков, информатики, естествознания, обществознания.
Имеется сеть региональных представителей в ряде городов.
Центр выпускает Интернет-журнал «Эйдос», имеет электронное издательство и
электронный магазин учебной литературы,
веб-форумы для школьников и педагогов,
чат-школу, электронные рассылки по отдельным направлениям и учебным предметам.
Центр издаёт научно-педагогическую и учебно-методическую литературу в бумажной и
электронной формах.
Направления деятельности
Кратко охарактеризуем основные направления деятельности ЦДО «Эйдос».
Научно-практические исследования в области Интернет-образования
В ЦДО «Эйдос» действует принцип, что наука рождается из
практики. Невозможно разработать дистанционный курс, не проводя реальных занятий
с удаленными педагогами или учащимися. Система дистанционного обучения
эффективна лишь тогда, когда опирается на рефлексивный анализ уже существующих
процессов. На данной основе в Центре «Эйдос» разработана и успешно действует
дистанционная образовательная технология, направленная на творческую
самореализацию учащихся и педагогов, выявление и развитие их личностного
потенциала.
Сотрудники Центра "Эйдос" ведут опытно-экспериментальную деятельность и
диссертационные исследования по актуальным вопросам современного образования, в
том числе проблемам дистанционного образования. Центр "Эйдос" имеет тесные связи
и совместные проекты с Российской академией образования, вузами. По итогам
научно-практических исследований издаются книги и статьи.
Центр "Эйдос" осуществляет научное руководство экспериментальной деятельностью
образовательных учреждений и частных лиц, оказывает помощь в проведении
диссертационных исследований по педагогике и частным методикам.
Сама деятельность Центра - непрерывный педагогический эксперимент. Дистанционные
курсы или другие мероприятия, которые проводятся на протяжении нескольких лет,
непрерывно совершенствуются. Развивается концепция, модель и технологии
дистанционного образования, разрабатываются новые формы и методы
Интернет-обучения. Все научные результаты технологического плана оформляются и
воплощаются непосредственно в сетевой работе ЦДО «Эйдос», т.е. имеют прямой
внедренческий выход в практику.
Сетевое повышение квалификации педагогов
В Центре "Эйдос" разработана оригинальная оргдеятельностная технология
проведения дистанционных курсов. В её основе - организация продуктивной
деятельности участников курсов и их коммуникаций - дистанционного обсуждения
создаваемой образовательной продукции.
В дистанционных курсах и мастер-классах Центра "Эйдос" участвуют педагоги школ,
лицеев, гимназий, администраторы образования, сотрудники Институтов повышения
квалификации, вузовские педагоги. На сетевых курсах прошли дистанционную
подготовку более 5000 педагогов, в числе которых учителя школ и вузовские
педагоги - сотрудники МГУ, МЭСИ, Московского государственного лингвистического
университета, Современного гуманитарного университета, Нижегородского,
Дальневосточного, Волгоградского, Ивановского, Омского, Иркутского и других
университетов и институтов, сотрудники различных фирм и технических центров,
педагоги школ, гимназий, лицеев из России и других стран.
Занятия на курсах ведутся с помощью средств телекоммуникаций как сотрудниками
ЦДО «Эйдос», так и привлекаемыми учеными и талантливыми педагогами – мастерами
своего дела.
Участники дистанционных курсов обеспечиваются материалами по изучаемой тематике,
учебными модулями, алгоритмическими предписаниями и технологическими
разработками. Руководители курсов рецензируют учебные разработки участников,
задают им вопросы, проводят консультации. Во время курсов проводятся
чат-дискуссии, защиты выполненных работ и др. Дистанционные курсы ведутся 10-14
дней, мастер-классы - 3-5 дней.
В Центре "Эйдос" разработано и проводится более 300 дистанционных курсов для
школьников и взрослых. Учителя – участники дистанционных курсов Центра "Эйдос"
повышают свою квалификацию, пишут разработки, получают очередные разряды при
аттестации на местах.
Координация деятельности сетевых педагогических сообществ
Центр «Эйдос» ведет работу по формированию и координации
деятельности сетевых педагогических сообществ на основе использования Интернет.
Такие сообщества образованы вокруг многолетних проектов, проводимых с 1999 года:
Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», Всероссийские дистанционные
конференции и семинары, Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады,
система дистанционного профильного обучения Центра «Эйдос». С 2004 года работают
сетевые сообщества учителей-предметников, для которых выпускаются сетевые
электронные рассылки.
Сетевые педагогические сообщества концентрируются вокруг
следующих Всероссийских мероприятий, разработанными Центром «Эйдос» и ставших
традиционными:
• Всероссийские дистанционные августовские педагогические конференции. Более 50
тыс. индивидуальных и коллективных участников. Конференции проводятся с 1999
года ежегодно совместно с Российской академией образования и посвящены вопросам
модернизации образования. -
http://eidos.ru/conf/index.htm
• Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». Проводится ежегодно с 1999
года. Является школой сетевого мастерства для сотен педагогов. -
http://eidos.ru/dist_teacher/index.htm
• Дистанционные методологические семинары. Проводятся периодически. Посвящены
вопросам модернизации образования: профильное обучение, компетентностный подход,
личностно-ориентированное обучение, информатизация образования. -
http://eidos.ru/conf/metodolog/index.htm
• Система дистанционного профильного обучения. Для педагогов и школьников
российских школ проводятся специальные дистанционные курсы (профиль-курсы),
организуется выполнение и онлайн-защита творческих работ (Эйдос-классы),
координируется работа по созданию старшеклассниками портфолио. В рамках данного
проекта действует сетевое педагогическое общество координаторов дистанционного
профильного обучения.
• Всероссийские дистанционные ученические конференции. Проводятся с 2007 года
для школьников и студентов российских школ. Участники конференции представляют
свои творческие и исследовательские работы, обсуждают их в режиме форумов. В
конференции принимают участие представители научной школы А.В.Хуторского. -http://eidos.ru/project/index.htm
Центр «Эйдос» координирует сетевые объединения, созданные по тематическому и
предметному признакам.
Тематические сетевые объединения:
• Локальные координаторы школьной сетевой работы. Это учителя, которые
систематически представляют свою школу на всевозможных дистанционных
мероприятиях ЦДО «Эйдос» - олимпиадах, курсах, проектах, конкурсах.
• Участники дистанционных курсов Центра «Эйдос». Среди всех участников
выделяется ядро учителей, которые являются завсегдатаями курсов. Для них
выпускается сетевая рассылка.
Предметные сетевые объединения:
• Учителя-предметники (информатики, математики, истории и обществоведения,
естествознания, русского языка и литературы, иностранных языков, начальной
школы).
Вокруг каждого из вышеназванных мероприятий за несколько лет образовалось
сетевое педагогическое сообщество. Профессиональные коммуникации и
информирование участников этих сетевых сообществ организуются с помощью
следующих форм:
• Модерируемые и немодерируемые сетевые списки рассылки.
• Веб-форумы для педагогов и администраторов образования: педсовет Центра
«Эйдос», вопросы проведения дистанционных курсов, олимпиад, проектов.
Проведение Всероссийских дистанционных эвристических
олимпиад
Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады - самая массовая и наиболее
успешная форма развития одаренности школьников с помощью Интернет-технологий.
Олимпиады проводятся по всем школьным предметам и оказывают существенное влияние
на профессиональное развитие педагогов. В год проводится более 60 дистанционных
олимпиад. -
http://eidos.ru/olymp/index.htm
На основе олимпиадного движения происходит Интернет-поддержка профессиональной
деятельности педагогов в направлении вооружения их формами и средствами развития
одаренности детей, повышения креативности учебного процесса.
Разработка научно-педагогических и учебно-методических
электронных ресурсов
Для педагогов и ученых издается Интернет-журнал «Эйдос», работает магазин
электронной учебно-методической литературы.
• Научно-методический Интернет-журнал «Эйдос». – Лауреат Всероссийского конкурса
образовательных Интернет-ресурсов и электронных учебных пособий «ИТ-образование
в Рунете - 2005». -
http://eidos.ru/journal/index.htm
• Электронные издания. Для педагогов предлагаются методические пособия,
сборники, программы, описания современных методик и технологий обучения. Все
электронные издания подготовлены издательством Центра «Эйдос». Ассортимент
магазина постоянно расширяется и обновляется.-
http://eidos.ru/shop/index.htm
• Сетевой образовательный список рассылки Eidos-List. Выходит с 5 декабря 1998
года. Вместе со смежными списками рассылки Центра «Эйдос» имеет около 15 тыс.
подписчиков. -
http://eidos.ru/list/index.htm
Центр занимается рецензированием статей, монографий, подготовкой отзывов на
исследования, публикует статьи в Интернет-журнале "Эйдос" и других изданиях.
Сотрудничество с организациями в области
Интернет-образования
Основная черта деятельности Центра "Эйдос" – богатейший практический опыт, его
научное осмысление и уникальные сетевые педагогические технологии. Имея данный
капитал, Центр "Эйдос" вызывает интерес у многих образовательных и иных
организаций, с которыми сотрудничает по следующим направлениям:
• Разработка корпоративных систем дистанционного обучения. Разработка и
проведение дистанционных курсов.
• Научное руководство и консультирование дистанционной образовательной
деятельности.
• Повышение квалификации кадров организаций (очно и дистантно). Подготовка
тьюторов дистанционного обучения для организаций, внедряющих Интернет-технологии
в учебный процесс.
• Сопровождение дистанционной деятельности организации. Экспертиза и
рецензирование разработанных организациями материалов и ресурсов. Проведение
совместных дистанционных проектов.
В планах Центра создание отделений в странах СНГ.
Выездные педагогические мероприятия
В рамках научно-методической работы с педагогами ЦДО «Эйдос» проводит выездные
очные конференции и семинары, участники которых получают впоследствии
дистанционную Интернет-поддержку. Тематика выездных мероприятий - не только
дистанционное образование, но и другие направления модернизации образования -
профильная школа, компетентностный подход в обучении, образовательные стандарты,
развитие одаренности школьников, организация экспериментальной деятельности в
школах и др.
Каждое организуемое Центром "Эйдос" мероприятие отличается не только
практической, но и теоретической новизной и используется его участниками для
профессионального продвижения, в том числе и научно-методического.
Жизнеспособность и эффективность выбранного подхода проверены и подтверждены
длительным сроком хозрасчетной деятельности Центра «Эйдос» в режиме полной
самоокупаемости.
Квалифицированный дистанционный педагог востребован не только в своем городе или
селе. Центр «Эйдос» видит своей задачей – научить педагогов достойно жить и
работать в информационном обществе, сообразно своей квалификации, не замыкаясь
на условиях очного проживания, умея взаимодействовать с удаленными учениками и
коллегами.
Публикации, диссертации
На основе результатов деятельности Центра и проводимых в ходе
опытно-экспериментальной работы исследований изданы книги, сборники, защищены
диссертации:
• Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического
обучения. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., МПГУ, 1998. – 37 с.
• Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 304 с.
• Андрианова Г. А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном
обучении. — Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 2000.
• Матецкий Н. В. Компьютерные задания как средство организации эвристической
учебной деятельности учащихся в дистанционном обучении. — Автореф. дисс. … канд.
пед. наук. — М., 2001.
• Король А. Д. Метод эвристического диалога как средство активизации
учебно-познавательной деятельности школьников. — Автореф. дисс. … канд. пед.
наук. — М., 2002.
• Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные
аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г.,
г. Москва / Под ред. А. В. Хуторского. — М.: ИСМО РАО, 2004. — 152 с.
• Тришина С. В. Технология развития информационной компетентности
старшеклассника. — Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Оренбург, 2005.
• Галанов А. Б. Методика организации телекоммуникационной образовательной
деятельности в школе. — Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 2005.
• Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под
ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. —
300 с.
Публикации в СМИ
• Андрианова Г.А., Хуторской А.В. Творчество в дистанционном образовании — Тезисы доклада на конференции
«RELARN-98». — 1998. -
http://www.relarn.ru:8080/conf/conf98/rep103.html
• Хуторской А. В. Дистанционные проекты и олимпиады Центра «Эйдос» — Статья в журнале «Компьютер
в школе». — 1999. — № 1. - http://old.osp.ru/school/1999/01/07.htm
• Помни, ты способен на гениальные открытия! — Газета «Первое сентября», 2000. -
http://ps.1september.ru/2000/66/3-1.htm
• Научные открытия – до обеда — Статья в журнале «Компьютер в школе». - 2000. —
№ 2. - http://old.osp.ru/school/2000/02/025.htm
• Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра». — 2002. — №
36. - http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/
• Представьте себя виртуальным учителем. О Всероссийском конкурсе "Дистанционный
учитель года" — Журнал «Учитель». — 2002. — № 5. -
http://uchitel2.valuehost.ru/journal/journ05-02/journ05-02P4.html
• Хуторской А.В. Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты //
Химия: методика преподавания в шк. - 2001. - №4. - С. 40-45.
• Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики //
Открытое образование. - 2001. - N 2. - С. 30-35.
• Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии.
- 2004. - № 1. - С . 144-154.
• Секрет пробуждения талантов — О проектах Центра дистанционного образования
"Эйдос". - http://eidos.ru/journal/2004/0825.htm
• Дистанционное образование школьников и современные интернет-технологии. —Стенограмма
радиопередачи на
«Радио Свобода». — 2005. -
http://archive.svoboda.org/programs/edu/2005/edu.111605.asp
Партнеры
Российская академия образования, Международная педагогическая академия, Институт
содержания и методов обучения РАО, учреждения Министерства образования и науки
РФ, Интернет-организации, школы, гимназии, лицеи.
Награды
• Сайт Центра признан лучшим сайтом России в номинации «Наука и образование». -
http://www.goldensite.ru/arch2004.aspx
• Интернет-журнал «Эйдос» — лауреат Всероссийского открытого конкурса
образовательных ресурсов Интернета "ИТ-образование в Рунете". -
http://ict.edu.ru/konkurs/laureat.html
Ссылки
• Официальный сайт Центра - http://eidos.ru
• Форум Центра - http://eidos.fastbb.ru
--
Для ссылок:
Хуторской А.В.
Педагогические основания Доктрины образования человека в
Российской Федерации : Доклад к заседанию Бюро Отделения философии
образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года, Федеральное
государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования»
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 19.01.2015 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2015/0119/index.htm
Доклад опубликован также в Вестнике Института образования
человека –
http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
ОдноклассникиРу,
Фэйсбук,
ЖЖ и в
Твиттер.
|