:ХУТОРСКАЯ Л.Н.

Лариса Николаевна Хуторская – научный вклад

Научный вклад Ларисы Николаевны Хуторской

Хуторской А.В., д.п.н, чл.-кор. РАО, директор Института образования человека


См. презентацию Научного вклада Л.Н.Хуторской на Международной научно-практической конференции «Педагогика и методика образования человека», посвященная 80-летию со дня рождения Л.Н. Хуторской, Гродно, 22-23 декабря 2015 г.

Лариса Николаевна Хуторская (22.12.1935 г. – 13.09.2004 г.) – выдающийся советский, российский, белорусский педагог, учёный, методист, популяризатор науки. Мне выпала честь быть её сыном, соавтором, последователем. В данной статье я обозначу главные научные достижения Ларисы Николаевны, которые сделаны ею в области методологии образования, педагогики высшей и общеобразовательной школы, методики обучения физике. Научный вклад определён на основе анализа опубликованных трудов Л.Н.Хуторской, который насчитывает более 250 публикаций.

 

1. МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА, КОМПЕТЕНЦИИ

Лариса Николаевна является представителем научной школы человекосообразного образования. В своих работах она разработала ряд подходов, положений, принципов проектирования личностного образования ученика по отношению, прежде всего, к личности учёного и логике науки.

Методология проектирования образования. Главное научное достижение Л.Н.Хуторской в данной области – методологический подход к проектированию содержания образования в учебных предметах, соответствующих наукам (физика, математика, химия, астрономия, биология, география и др.). В основе её подхода следующие этапы и положения:

1.   Исторический анализ содержания науки, которая соответствует учебной дисциплине; выделение на данной основе методологических единиц, например, в физике это виды материи, виды движения материи, виды взаимодействий и т.д.

2.   Структурирование учебного курса в соответствии со структурой соответствующей науки;

3.   Организация тематического содержания материала учебного предмета вокруг структуры фундаментальных теорий или обобщений соответствующей науки, например, используется трёхкомпонентная структура физических теорий: основание, ядро, приложения.

4.   Выявление гносеологических принципов и методов научного познания, например, эмпирических и теоретических; отыскание адекватных им методов учебного познания.

5.   Историко-биографический анализ деятельности учёных, чьи достижения составляют основы изучаемой науки. Отбор фактов, событий, коллизий, которые происходили с участием первооткрывателей. Разработка на их основе учебных заданий для учащихся.

6.   Разработка экспериментальной составляющей учебного курса; подготовка системы демонстраций и, главное – системы лабораторных практических работ для выполнения учащимися.

7.   Отбор популярной литературы, дополняющей учебники. За счёт дополнительной литературы обеспечивается увлекательность, доступность, эмоциональное насыщение и личностная значимость учебного курса.

8.   Отбор фактов жизненного применения учебного курса в быту, в окружающей жизни, в технике, на производстве. Составление системы занятий по изучению и применению курса в личной жизни каждого ученика.

9.   Составление занимательных хрестоматий, сборников заданий и задач, например: «Весенняя физика», «Физика и год лошади», «Физика денег» и т.п.

Конструирование курса происходит с применением средств логики, принципов системности, последовательности, личностной ориентации, практической значимости, простоты и жизненной силы содержания образования, самостоятельной познавательной деятельности учеников по каждому изучаемому объекту или вопросу.

Данный методологический подход неоднократно применялся автором для разработки школьных и вузовских учебных курсов, и всякий раз обеспечивал высокие образовательные результаты учащихся – не только в рамках традиционной системы оценки (контрольные работы, зачёты, экзамены), но и в их личностной общечеловеческой самореализации[1].

Принцип историзма в образовании. Л.Н. Хуторская разработала способы реализации в обучении следующих общенаучных принципов: историзма, сопоставления, преемственности, принципа теоретических обобщений, межпредметной связи.

Принцип историзма Л.Н.Хуторская раскрыла и развила в образовательном и педагогическом контексте. Обращение в обучении к истории науки, биографии учёных, драме идей ставит целью развитие нравственных и научных убеждений учащихся, освоение ими смысловых мировоззренческих основ изучаемых понятий, открытий, законов[2]. Принцип историзма воплощён Ларисой Николаевной в учебном курсе для студентов «История физики и техники», а также в пособиях для учащихся «Как стать учёным»[3], «Малоизвестные страницы из жизни ученых».

Методология учебного познания. Значительным вкладом в теорию учебного познания является предложенный Л.Н.Хуторской экспериментально-деятельностный подход, состоящий в самостоятельном проведении учащимися экспериментальных исследований. Его цель - формирование на практике у учеников - школьников, студентов, научных методов познания. Данный подход предполагает освоение учащимися функций, структуры, содержания, действий, операций, необходимых для экспериментального познания. Для реализации разработанного подхода Лариса Николаевна разработала системы лабораторных работ по физике, по методике физике, по педагогике воспитания. Учащиеся и студенты всегда на её занятиях выполняли экспериментальную деятельность, открывая и осваивая научные методы экспериментального познания.

Модель компетенции и индивидуальной компетентности. Лариса Николаевна разработала дидактическую модель компетенции до того, как компетентностный подход распространился в высшем и среднем образовании, вошёл в стандарты. Совместно с А.В.Хуторским в 2003 году ею была подготовлена статья «Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования», которая, в связи со смертью Л.Н.Хуторской не была опубликована и увидела свет несколько позже[4]. Компетентность рассмотрена в качестве информационно-деятельностной категории, её системная модель представлена в виде четырех взаимосвязанных компонент: теоретико-информационной, деятельностно-практической, ценностно-целевой и опытной, которые могут находится как в статическом, так и в динамическом состояниях. На данной основе построена структурная модель индивидуальной компетентности обучаемого, которая включает: цели, ценности, коммуникацию, компетентностный опыт, компетентностные знания, умения и навыки, а также готовность ученика к реализации компетентности. Обнаружено, что в отличие от традиционной формулы усвоения знаний «восприятие - осмысление - понимание - запоминание - применение знаний» при формировании компетентности опыт одновременен и даже опережает получение новых знаний [5].

Компетентностный подход разработан нами также к подготовке будущих педагогов[6].  Профессиональная компетентность включает взаимосвязанные смысловые ориентации, профессиональные знания, умения, навыки, а также минимально необходимый личностный опыт профессиональной деятельности. Она проявляется как сочетание нескольких видов компетентностей: научно-знаниево-профессиональной, инструментально-профессиональной, коммуникативно-профессиональной, проектировочно-профессиональной и др. Показано, что без организации в учебном процессе личного опыта будущего специалиста не формируется его профессиональная компетентность. Опыт в сфере компетенции – условие формирования соответствующей компетентности.

 

2. ПЕДАГОГИКА: ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Личностно-значимый подход к изучению наук. Л.Н. Хуторская обозначила личностно-ориентированный подход ещё в 1970-х годах, до того, как он начал оформляться в отечественной педагогике 1990-х годов. И если многие педагоги делали акцент на личности учащихся, она акцентировала внимание на личности учёных.

Ею обоснована роль личности учёных в обучении их достижениям на учебных предметах. Не только и не столько законы Ньютона она считала важным изучить на уроке, сколько раскрыть личность самого первооткрывателя, пережить драму идей, освоить применяемые учёным способы деятельности и его компетенции. Через личность учёного осваивались не только добытые им знания, но воспитывалось стремление и умение ученика в собственном познании.

На основе специально организованного диалога ученика и учёного (во времени), обеспечивалось не только изучение достижений прошлого, но и связь времён, раскрытие личности ученика по отношению к личностям учёных. Знакомясь с жизнью и деятельностью учёных, через эмпатию к ним, ученик приобщается к исторической миссии человечества, реализует себя как личность.

Деятельностную составляющую учебного процесса Л.Н.Хуторская предложила строить на основе принципа психологического обеспечения обучения. Согласно этому принципу, сформулированному автором, «учебный процесс должен быть так организован и так проводиться, чтобы обеспечить мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему у каждого ученика» [7]. Автор обосновала роль познавательных эмоций ученика как одного из условий реализации закона усвоения знаний.

Лариса Николаевна обосновала вместе с коллегами деятельностный подход к анализу и конструированию технологий обучения[8] и применила его при разработке двух технологий обучения: 1) технологии обучения иностранных студентов, 2) эвристической технологии обучения. Она призывала отделять «деятельность» и «методологию деятельности»; технология обучения должна обеспечивать освоение учащимися оба этих компонента.

Своими трудами Л.Н. Хуторская обогатила педагогику следующими достижениями:

·     разработала концепцию деятельностного подхода в дидактической эвристике (совместно с А.В. Хуторским)[9];

·     обосновала теорию и методологию диалогического взаимодействия в образовательном процессе (совместно с А.Д. Королём);

·     создала биографический метод обучения (совместно с И.С. Масловым)[10];

·     заложила основы информационной педагогики[11];

·     описала особенности обучения студентов-иностранцев (совместно с А.В. Коротким)[12];

·     создала авторскую классификацию методов обучения;

·     разработала авторский курс «Педагогика и методика воспитательной работы» (совместно с Курстак И. А.)[13];

·     обосновала и внедрила ситуативную технологию обучения[14];

·     создала модель подготовки будущих учителей в условиях учебно-научных педагогических объединений (совместно с С.С. Ануфриком, В.П. Тарантеем)[15];

·     разработала и реализовала оригинальную концепцию организации педагогической практики (совместно с А.В. Хуторским).

Примечательно, что многие свои разработки Л.Н. Хуторская осуществляла совместно с коллегами и учениками. Это происходило не потому, что она затруднялась самостоятельно выполнить исследование или написать работу. Наоборот, Лариса Николаевна могла подготовить статью практически на любую тему – по своей специальности. Через совместные разработки и труды она вовлекала соавторов в творческий процесс, передавала способы деятельности, которыми успешно владела. В этом состояла особенность её собственной научной школы.

 

3. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ: ДИНАСТИИ УЧЁНЫХ, БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Воспитание Л.Н. Хуторская никогда не отделяла от обучения и образования. Считала воспитание необходимым мировоззренческим основанием образования человека. Особое внимание уделяла воспитанию таких качеств, как устремлённость, вера в себя, постановка достойных целей, настойчивость, трудолюбие, воля, решительность, честность, справедливость, коммуникативность, уважение к людям, методологическая грамотность, самокритичность. Воспитание данных качеств у учащихся Лариса Николаевна предложила осуществлять с помощью тех, у кого они были: с помощью выдающихся учёных.

Л.Н.Хуторская выяснила, что актуальной проблемой является неразработанность теоретических основ педагогики семейного воспитания одаренных детей. Как выявить степень воспитуемости человека, значение его возраста и необходимые условия для разных типов одаренности? Для построения системы воспитания Л.Н.Хуторская исследовала династии учёных: Бернулли, Беккерелей, Эйлеров, Карно, Паскалей, Капиц, нобелевских лауреатов: Брэггов, Боров, Кюри, Томсонов. На основе исследований были выявлены закономерности жизни и деятельности выдающихся ученых, семейных династий в науке[16].

В качестве основы многие семейные династии использовали опыт семейного воспитания будущих гениев по методу Витте, согласно которому способности человека есть результат воспитания и обучения в первые 5-6 лет его жизни.

Отвечая на вопрос «Гениями рождаются, или гении воспитываются?», Лариса Николаевна делает вывод, что влияют оба компонента: и генетика, и микроклимат, окружающий будущих гениев науки в детстве и юности в решающей степени определяют их будущее. В результате Лариса Николаевна создала свою воспитательную систему, которую реализовывала как учёный и педагог.

Теоретическая модель системы воспитания включает следующие компоненты:

1.   Цели воспитания – формирование базовых качеств личности.

2.   Содержание воспитания – совокупность качеств личности на определённом этапе возрастного развития.

3.   Задачи воспитания – основные направления воспитательного взаимодействия.

4.   Процессуальные основы воспитания: методы, средства и организационные формы воспитания.

5.   Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса – психологические механизмы реализации процесса воспитания – активности учащихся.

6.   Результаты воспитания – личностные качества учащихся.

Л.Н. Хуторская – автор биографического метода обучения, согласно которому изучение учебного предмета происходит с помощью биографий и жизненных ситуаций выдающихся людей, содержания тех наук и учебных предметов, в которые эти люди внесли вклад. Этот метод применяется на примере ярких жизненных моментов и событий учёных, зачастую коллизий. Изучая то, почему учёный занимался наукой, как он делал своё открытие, учащиеся выясняют его мотивацию, видят борьбу идей, осваивают методологию деятельности в изучаемом предмете, совершают собственные открытия. Учебный предмет изучается через призму человеческой сущности. Действия, поступки, суждения великих выступают аналогом действий, поступков и суждений учащихся. Они сравнивают своё отношение и отношение учёного, продумывают и высказывают то, как бы они поступили на его месте. Для этого составляются учебные задания[17].

Для понимания и воспитания жертвенности учёного ученикам важно видеть драму идей, коллизии, в которые  попадали учёные. Рассматривая ситуации, в которых оказывался учёный, школьники воспринимают дух происходящего через собственные ощущения. Изучаемый предмет оживляется и оживает через эмпатию личности учёного, через фрагменты его биографии.

Изучая то, как учёный делал своё открытие, школьники осваивают методологию этой деятельности, применяют аналогичные способы. Причём, они не только «переоткрывают» то, что создавалось великими людьми, но и создают своё, подчас, не менее важное, становясь «на одну доску» с великими. Прогностическую роль имеет понимание учащимися последствий сделанных открытий, то какое они оказывали влияние на человечество.

Применение биографического метода как методологического инструмента проектирования учебного процесса состоит в том, что вначале биографическая информация великого ученого разбивается на два модуля: научная деятельность и жизнеописание. Каждый модуль разбивается на блоки.

Научная деятельность:

1) метод познания ученого;

2) возраст первых шагов в науке;

3) мировоззрение ученого;

4) творческая деятельность ученого и др.

Жизнеописание:

1) информация о детстве ученого;

2) факторы, воздействующие на формирование личности ученого;

3) образ жизни, хобби ученого;

4) нравственные качества ученого;

5) отношение ученого к искусству, политике, религии, Отечеству, дружбе и др.

Биографический метод имеет существенный воспитательный потенциал[18]. Учащиеся видят не только борьбу идей, но и личностные проявления талантливых учёных и деятелей. Они понимают, что за всем созданным великими людьми, стоят совершенно неординарные их личностные особенности, события.

Подробнее о биографическом методе >>

 

4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Лариса Николаевна разработала методологические, содержательные и организационные основы новой научной дисциплины – информационной педагогики. Она отличается как от информатики, так и от педагогики. Под информационной педагогикой Л.Н.Хуторская понимает «теорию получения, преобразования, передачи и усвоения информации в учебно-воспитательном процессе»[19]. В данной теории она выделила основание (базис), ядро и следствия. Вот их состав:

Основание теории:

·   информатизация общества;

·   эмпирический базис;

·   теоретический базис;

Ядро теории:

·      основополагающие понятия: информация, информационные процессы, учебно-воспитательный процесс;

·      принципы получения, передачи, приема информации;

·      закономерности и закономерные тенденции: учет психологии восприятия информации, организация обратной связи и др.;

·      педагогические методы исследования.

Следствия теории:

·      практическая информационная деятельность учителя, классного руководителя и др. участников учебно- воспитательного процесса;

·      информационные основы учебника, урока, внеклассной, воспитательной работы и др.;

·      теория применения средств информации;

·      теория информационной технологии и др.

Информационная педагогика распространяется на практику как очного, так и дистанционного образования, поскольку взаимодействие ученика с информацией происходит везде. В соавторстве с Г.А. Андриановой Л.Н.Хуторская выявила условия, формы и способы наиболее эффективной организации творчества учащихся в дистанционном обучении[20]. Вместе с А.Д. Королём и Н.В. Матецким разработала технологию межвузовской дистанционной конференции[21]. В настоящее время готовится к изданию книга «Информационная педагогика».

 

5. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Методика физики – то конкретное поле приложения исследований Л.Н.Хуторской, на котором взросли её метапредметные научные результаты в области педагогики и методологии образования. На этом же поле реализовывались её общенаучные идеи, технологии, инновации.

Наиболее значимым вкладом в методику обучения физике является разработанные Л.Н.Хуторской методологические основы школьного курса физики, реализованные в учебниках и пособиях[22], а также в ряде вузовских курсов физики и методики физики[23].

Лариса Николаевна разработала методолого-информационный подход к структурированию курса физики[24].Он состоит целенаправленном методологическом анализе учебной информации для её представления на разных уровнях и ступенях обучения. В логическую основу учебных курсов закладываются инвариантные методологические единицы: виды материи, взаимодействия, понятия, явления, законы, теории, методы научного познания, структурные уровни организации материи, фундаментальные концепции и др. В условиях отсутствия единственной структуры курса общей физики и преподавателем, и студентами должна осознаваться вариативность методологической интерпретации учебной информации.

Л.Н. Хуторская определила следующие требования к структуре курса физики[25]:

1. Научная целостность и логика курса предполагает, чтобы инвариантная часть содержала традиционные разделы классической и современной физики.

2. Структура курса должна быть такой, чтобы процесс обучения был максимально приближен к процессу научного исследования.

3. Программу курса целесообразно построить таким образом, чтобы сначала были рассмотрены динамические теории (основы механики, силовые поля, колебания и волны), а затем – вероятностные (основы квантовой физики, молекулярная физика, эксперименты атомной физики и ядра).

Л.Н.Хуторская методологически обосновывает, что курс физики должен иметь фундаментальное ядро, включающее фундаментальные теории и понятия, основные законы и методы исследования, и вариативную часть, тесно связанную со спецификой учебного заведения.

Её сформулированы следующие принципы построения содержания курса физики[26]:

1)   преемственность классических и современных физических теорий, дающая возможность проследить идеи эволюционизма в физике;

2)   концентрированное изложение наиболее фундаментальных вопросов с единых позиций релятивистских идей, законов сохранения, законов квантовой физики, статистических закономерностей;

3)   широкое использование межпредметных связей естественно-математического цикла, обеспечивающих системный подход к изучению окружающего мира.

Кроме физических основ построения курса Л.Н.Хуторская вводит методические принципы[27]:

1)   принцип структуризации учебного материала;

2)   принцип генерализации учебного материала;

3)   компетентностный принцип построения курса физики.

В методике обучения физике Лариса Николаевна модифицировала и систематизировала множество приёмов, методов обучения, форм занятий и учебной деятельности. Все они описаны в её пособиях. Упомяну только один разработанный Ларисой Николаевной метод – метод ошибок, точнее – метод использования ошибок в обучении[28]. Этот метод предназначен в качестве способа личностного «включения» учащихся в учебную деятельность. Метод предполагает работу с ошибками не столько для их исправления, сколько в качестве способа личностного «включения» учащихся в учебную деятельность. Данный метод пригоден не только в обучении, но и в воспитании.

Ларисой Николаевной выполнено многолетнее исследование на тему «Ошибки и затруднения учащихся»[29], в результате которого разработана методика, помогающая учащимся преодолевать возникающие проблемы и успешно осваивать изучаемый курс.

 

6. НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА В ШКОЛЕ – ПРЕДВЕСТНИК ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ 

Город Калуга, в котором родилась Лариса Николаевна, определил начало её научной деятельности. Кандидатская диссертация Л.Н.Хуторской посвящена методике использования дополнительной литературы в обучении физике[30]. Такой дополнительной литературой оказались, прежде всего, научно-фантастические произведения К.Э. Циолковского.

На энциклопедическом портале «Фантастика 3000» так сказано о Л.Н.Хуторской: «Рус. сов. библиограф и педагог. 22.12.1935 – 13.09.2004. Известна составленной ею библ. работе, посвященной практическому использованию научной фантастики К. Циолковского в ср. школе»[31].

Первая публикация, относящаяся к использованию научной фантастики и другой дополнительной литературы в обучении, издана в 1966 году. В 1975 году в Приокском книжном издательстве выходит книга Л.Н.Хуторской «Мечта и космос. Использование научно-фантастических произведений К.Э.Циолковского в курсе физики средней школы»[32]. В этом пособии учителям даются методические рекомендации, как использовать научно-фантастические произведения К.Э.Циолковского в курсе физики средней школы. Непременное условие таких рекомендаций - стимулирование у учащихся потребности самостоятельно добывать знания из книг, творчески мыслить.

«Космический след» характерен для всей научно-педагогической деятельности Ларисы Николаевны. Философия русского космизма легла в основу нашей научной школы человекосообразного образования.

 

 

На фото – дарственная надпись автора на книге «Мечта и космос»: «Дорогому сыну Андрею от мамы. Мечтаю получить от тебя когда-нибудь подобный подарок – плод твоих раздумий и труда. 30/XII-1975».

В 1975 году я был учеником 10 класса. Мечту мамы исполнил через 10 лет, когда стал учителем, учёным. Первой моей брошюрой стала изданная в 1985 году издательством «Высшая школа» работа по изучению фундаментальных констант[33]. Эта работа послужила одним из оснований разработки метапредметного подхода – ключевой инновации нашей Научной школы. В 2010 году метапредметность вошла в российские государственные образовательные стандарты.

 

7. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ: ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дополнительная литература – обязательное условие обучения, такой вывод делает Л.Н. Хуторская в своей диссертации, – поскольку формат учебника не может обеспечить необходимое психологическое эмоциональное состояние школьников, ограничивает их самореализацию.

Дополнительная литература нужна как на уроках, так и вне них. Внеурочную деятельность Л.Н. Хуторская считала равноправной урочной[34]. Именно вне формальных рамок урока ученики имеют возможность на раскрытие своего потенциала, на выбор того, что им больше всего нравится и в чём они себя способны выразить.

На основе анализа многочисленной дополнительной литературы автор выводит требования для авторов. Она пишет: «Главная цель авторов лучших научно-популярных книг по физике: возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение»[35].

Кроме популяризации знаний дополнительная литература имеет и другое решение для школьников — помощь в освоении школьных предметов. Поэтому, считает автор «организация чтения учащимися научно-популярной книги тесно связана с процессом обучения в целом по своим целим, задачам и педагогическим приемам и порой является его продолжением»[36].

С помощью дополнительной литературы уже в 1970-х годах, Лариса Николаевна вводила в обучение проектную деятельность. Известный учёный-методист А.В.Усова (г. Челябинск) одобрила основные положения Л.Н.Хуторской, которые вошли в её кандидатскую диссертацию.

 

8. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Лариса Николаевна изучала феномен научных школ в науке, исследовала воспитательную и образовательную роль этих школ, поскольку школа – это всегда проблема педагогическая.

Сама Л.Н.Хуторская принадлежала трём научным школам:

1)   научная школа по методике обучения физике (рук.: проф. Иванов Сергей Иванович, МОПИ им. Н.К.Крупской, г. Москва);

2)   научная школа кафедрального типа (рук.: к.п.н. Хуторская Лариса Николаевна, д.физ-мат.н. Ануфрик Славомир Степанович, г. Гродно);

3)   научная школа человекосообразного образования (рук.: д.п.н. Хуторской Андрей Викторович, её сын, г.Москва).

Ретроспективный анализ функционирования методической школы С.И. Иванова позволил Ларисе Николаевне выделить два вида применяемой в этой школе регулятивной деятельности, она назвала их регулятивно-эвристической и регулятивно-программной[37]. Первая – это «мягкая» регуляция совещательного типа, делающая акцент на самоопределение и инициативу личности исследователя – ученика школы; вторая – «жесткая» директивная регуляция, при которой регламентируется исследовательская деятельность: требования к отточености формулировок целей и задач, узкой сферой применения ведущих идей для решения конкретных научно-методических задач, регламентацией видов научно-исследовательской деятельности, теоретической и экспериментальной обоснованностью выводов и рекомендаций. Ярким носителем регулятивной деятельности второго вида являлся С.И.Иванов, все ученики которого прошли через осмысление его письменных замечаний, целых методических трактатов, сопровождающих их первые шаги. Представителем первого вида регулятивной деятельности является С.Ф. Шилова, которая стала продолжателем традиций этой научной школы.

 

9. УЧЕНИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Более 30 лет Лариса Николаевна работает в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы на различных должностях (1974-2004). За это время она подготовила и воспитала огромное количество талантливых учителей, педагогов, научных сотрудников. Во время работы в ГрГУ Лариса Николаевна руководит аспирантами, магистрантами, докторантами, которые успешно защищают диссертации. Среди учеников Ларисы Николаевны – доктор педагогических наук, ректор Гродненского государственного университете А.Д. Король, директор лицея №1 г. Гродно И.С. Маслов, кандидат пед. наук Н.В. Матецкий, подготовивший многих призёров и победителей олимпиад.

Автор этих строк – Андрей Викторович Хуторской – сын, соавтор и последователь учений и подходов Ларисы Николаевны Хуторской, в настоящее время руководитель Научной школы человекосообразного образования.  


[1] См., напр.: Хуторская Л.Н. Об изучении методологических принципов физики в школьном курсе физики // V Столетовские чтения: Тез. докл. науч.-методич. конф., посвященной 150-летию со дня рождения А.Г.Столетова. - Владимир, 1989; Попко Н.М., Хуторская Л.Н. Методолого-информационный подход к структурированию курса физики // В помощь учителю физики / Под ред. Хуторской Л.Н. - Гродно, 2002. - С.4-11.

[2] Хуторская Л.Н., Хуторской А.В. История науки – история личностей // Альфа. - 1999. - №2(9). - С.55-69. 

[3] Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Как стать учёным. Занятия по физике со старшеклассниками. – М.: Изд-во «Глобус», 2008. – 318 с. (Профильная школа).

[4] См.: Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С.117-137.

[5] Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2012. – №2. http://eidos-institute.ru/journal/2012/200/. – В надзаг: Института образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru

[6] Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования // Теория и практика последипломного образования: Сб. науч. статей / Под ред. проф. А.И.Жука. – Гродно: ГрГУ, 2003. – С.256-260.

[7] Хуторская Л.Н. Принцип психологического обеспечения обучения / Л.Н. Хуторская ; под ред. А.В.Хуторского. – Гродно: ГрГУ, 2005. – С.10.

[8] Хуторская Л.Н., Короткий А.В., Забелин Н.Н., Хуторской А.В. Деятельностный подход к анализу и конструированию технологий обучения // Избранные педагогические труды / Л.Н. Хуторская ; под ред. А.В.Хуторского. – Гродно: ГрГУ, 2005. – С.21-29.

[9] Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Деятельностный подход в дидактической эвристике // Адукация и выхаванне. – 1998. - №8. - С.3-17.

[11] Хуторская Л.Н. Информационная педагогика // Адукацыя i выхаванне. - 1997. - №8.

[12] Хуторская Л.Н. Короткий А.В. Языково-стилистическая модель обучения физике и русскому языку студентов-иностранцев // Сб. тезисов Республиканской научной конференции «Преемственность в обучении иностранным языкам в условиях взаимодействия культур». - Гродно, 1997.

[13] Хуторская Л. Н., Курстак И. А. Авторская программа курса «Педагогика и методика воспитательной работы» // Культура, наука, образование в современном белорусском обществе / Сборник научных трудов УО «Гродненский государственный аграрный университет». Т3, ч.5. - Гродно, 2004. – С. 180-183.

[14] Хуторская Л.Н. Ситуативная технология обучения  // Избранные педагогические труды / Л.Н. Хуторская ; под ред. А.В.Хуторского. – Гродно: ГрГУ, 2005. – С. 203-210.

[15] Ануфрик С.С., Тарантей В.П., Хуторская Л.Н. Студенты в учебно-научно-педагогическом объединении // Педагогика, 1991.- № 3. С.72-75.

[16] Хуторская Л.Н., Хуторской А.В. Семейные династии ученых // Альфа. - 2000. - №2(9). - С.43-58.

[17] Маслов И.С., Хуторская Л.Н. Технология конструирования заданий с биографической информацией // ТехноОбраз 2003: Технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности студентов в высшей школе: Тез. докл. междун. науч.конф. Гродно (11-12 апр. 2003). В 2 ч. - Ч.2 / Отв.ред.проф. В.П.Тарантей. – Гродно: ГРГУ, 2003. – 443 с. – С. 30-32.

[18] Маслов И.С., Хуторская Л.Н. Технология конструирования заданий с биографической информацией // ТехноОбраз 2003: Технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности студентов в высшей школе: Тез. докл. междун. науч.конф. Гродно (11-12 апр. 2003). В 2 ч. - Ч.2 / Отв.ред.проф. В.П.Тарантей. – Гродно: ГРГУ, 2003. – 443 с. – С. 30-32.

[19] Хуторская Л.Н. Информационная педагогика // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 25 августа. http://www.eidos.ru/journal/2002/0825.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос".

[20] Хуторская Л.Н., Андрианова Г.А. Экспериментальная технология формирования у школьников творческой деятельности в дистанционном обучении // Духовность. Личность. Образование. - Гродно, 1999.

[21] Хуторская Л.Н., Король А.Д., Матецкий Н.В. Технология проведения межвузовской дистанционной конференции для студентов разных специальностей // Избранные педагогические труды / Л.Н. Хуторская ; под ред. А.В.Хуторского. – Гродно: ГрГУ, 2005. – С. 254-257.

[22] Преподавание физики в 9 классе средней школы: Кн. для учителя / Р.Д. Минькова, Л.Н. Хуторская, Н.М. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с. 

Преподавание физики в 10 классе средней школы: Кн. для учителя / Р.Д. Минькова, Л.Н. Хуторская, Н.М. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

 Преподавание физики в 11 классе средней школы: Кн. для учителя / Р.Д. Минькова, Л.Н. Хуторская, Н.М. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

[23] Хуторская Л.Н. Общая и частная методика обучения физике: учеб. пособие / Л.Н. Хуторская ; под ред. А.В.Хуторского. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 284 с.

Хуторская Л.Н. Учебный физический эксперимент с использованием лазеров. Практикум по спецкурсу «Применение лазеров» для студентов. Гродно: ГрГУ, 1998. – 119 с.

Попко Н.М., Хуторская Л.Н . Методическая система изучения классической электродинамики в курсе общей физики / Под ред. Г.А. Гачко. - Гродно: ГрГУ, 2001. – 238 с.

[24] Попко Н.М., Хуторская Л.Н. Методолого-информационный подход к структурированию курса физики // В помощь учителю физики / Под ред. Хуторской Л.Н. - Гродно, 2002. - С.4-11.

[25] Хуторская Л.Н. Научные основы дидактики физики: учеб. пособие  / Л.Н. Хуторская ; под ред. А.В.Хуторского. – Гродно: ГрГУ, 2005. – С.16.

[26] Там же, с.16.

[27] Там же, с.18-24.

[28] Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Методика работы учащихся с ошибками на уроках физики // Пути совершенствования урока в условиях школьной реформы: Тез. докл. региональной науч.-практич. конф. - Уфа, 1987. - С. 102-103. Хуторская Л.Н. Ошибки учащихся при изучении физики. Учебное пособие по методике преподавания физики для студентов специальности 01.04. – Гродно: ГрГУ, 1993. - 102 с. 

[29] Хуторская Л.Н. Ошибки учащихся при изучении физики. Учебное пособие по методике преподавания физики для студентов специальности 01.04. – Гродно: ГрГУ, 1993. - 102 с.

[30] Хуторская Л.Н. Использование дополнительной литературы по физике в учебном процессе. Автореферат дис... канд. пед. наук по методике преподавания физике. - М., 1970. - 20 с. (МОПИ им. Н.К.Крупской).

[31] ХУТОРСКАЯ, Лариса Николаевна // Фантастика 3000. Иллюстрированная энциклопедия. http://fantastika3000.ru/critics/h/hutorska.l/hutorska.htm

[33] Хуторской А.В. Изучение фундаментальных физических констант в средних профессионально-технических училищах. – М.: Высшая школа, 1985. – 24 с.

[34] Хуторская Л.Н. Об использовании дополнительной литературы по физике // Вечерняя средняя школа. – 1968. - №3; Хуторская Л.Н. Пропедевтика через научно-популярную литературу // Биология в школе. - 1969. - №3.

[35] Хуторская Л.Н. Педагогические требования к содержанию научно-популярной литературы по физике // Ученые записки. - Т.280. Методика преподавания физики. Выпуск 5. – М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1970. - С.92-102.

[36] Там же, с. 94.

[37] Хуторская Л.Н., Хуторской А.В. Концепция и факторы развития методической школы // Проблемы формирования теоретических обобщений и вариативных технологий обучения физике. Педагогический ВУЗ, общеобразовательные учреждения. - М.: МПУ, 1999. - С.49-53.

 


Для ссылок:

Хуторской А.В. Научный вклад Ларисы Николаевны Хуторской.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Л.Н. Хуторская; 28.11.2015 г. – http://khutorskoy.ru/khutorskaya/results/


 


© А.В.Хуторской, 1997—2016