Размышления о прошлом и настоящем в образовании
Озернова Екатерина Ивановна, кандидат педагогических наук,
доцент, методист учебного отдела Северо-Кавказского суворовского военного
училища, г. Владикавказ
Письмо
А.В.Хуторскому
Уважаемый Андрей Викторович, здравствуйте!
Получила Ваше письмо – приглашение на конференцию, посвященную 80-летию со дня
рождения Ларисы Николаевны Хуторской. Нахлынули воспоминания: 1989 год,
Столетовские чтения во Владимире, чаепитие в доме Столетовых, экскурсии по
Суздалю и Владимиру.
С Ларисой Николаевной меня познакомила Серафима Федоровна Шилова – мой оппонент
на защите диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Мы подружились. Ваша мама запомнилась красивой, броской, яркой женщиной,
приветливой, жизнерадостной. веселой, общительной, простой, умницей.
И тогда, в 1989 году мы были озабочены проблемами развития познавательного
интереса обучающихся, формированием понятий при изучении физики, осуществлением
межпредметных связей, улучшением демонстрационного эксперимента; спорили о
структуре учебников по физике и др. Все эти вопросы актуальны и сегодня.
Вся моя педагогическая деятельность связана с работой в суворовском, а затем в
общевойсковом училище. К сожалению, наше Орджоникидзевское высшее общевойсковое
командное дважды Краснознаменное училище имени Маршала Советского Союза А. И.
Еременко – лучшее среди всех училищ такого профиля в СССР (готовило офицеров для
службы в горных условиях) ликвидировано. Сейчас мы (бывшие преподаватели,
выпускники) надеемся на государственную мудрость руководителей нашей страны и на
то, что такое необходимое в настоящее время училище, будет восстановлено.
Андрей Викторович! Посылаю Вам материалы свои размышления о существующей
ситуации учебно-воспитательного процесса в школе в связи с внедрением ФГОС.
Используйте их по своему усмотрению, если сочтете нужным.
Проходит время, уходят люди, остается память. Большое Вам спасибо, Андрей
Викторович. Вы настоящий, благодарный сын. Лариса Николаевна гордилась бы Вами и
радовалась бы Вашим успехам. Жму руки.
Озернова Екатерина Ивановна, г. Владикавказ, Россия
1 декабря 2015 г.
Шилова С.Ф., Хуторская Л.Н., Озернова Е.И. г. Владимир. Дом-музей Столетовых,
чаепитие после конференции
Проблемы внедрения ФГОС в учебно-воспитательный процесс
Реформа образования в нашей стране вызвала к жизни ФГОС 1-го и 2-го поколений.
Бесспорно, что внедрение ФГОС 2-го поколения, а в будущем и 3-го, связано прежде
всего с тем, что реформа пробуксовывает, что на выходе не получается результата,
снижается качество обучения и падает интерес к учебе.
Стандарты 2-го поколения декларируют компетентностный и системно-деятельностный
подходы, которые должны обеспечить активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся. И это не вызывает возражений. Но ясно и то, что противоречия
инновационных процессов в школе показали гораздо больше пробелов, чем точных
сведений, ибо логичности по существу, а не по форме добиться очень трудно, т.к.
необходимо (и так всегда должно быть) внедрять рекомендации, прошедшие
апробацию.
Преподавателю, настроенному на работу в рамках ФГОС 2-го поколения недостаточно
высокой предметной подготовки. Учитель должен применять современные развивающие
технологии, ориентированные на развитие способности суворовца быть субъектом
познавательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и
эмоционального, и интеллектуального, и личностного. Стандарты всех уровней
образования призваны обеспечить общекультурные, общечеловеческие,
общегосударственные требования к образованию на основе самоопределения и
развития личности.
Так как новые ФГОС для основного общего образования устанавливают новые
требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования, то следовательно определяются и новые
требования к профессиональной подготовке учителя. Можно сказать, что общество
нуждается в другом педагоге. Каком? Педагог – личность свободная, ищущая,
профессионал своего дела. Можно ли профессию педагога «подвести под стандарт с
печатью ОТК»? И все ли причины низкого качества обучения в наш информационный,
компьютерный век зависят от личности педагога? Да, безусловно, педагог –
основная фигура учебного процесса, но учебный процесс – это не образовательная
услуга, которую педагоги должны оказывать в школе учащимся. Обучение и учение –
это труд, труд нелегкий, но необходимый обществу, любому его индивиду. А
основной закон РФ «Об образовании» говорит как раз об оказании услуг. Школа –
это не парикмахерская, в которой оказываются различные услуги за соответствующую
плату. Истинный педагог далек от меркантильности, он учит и наслаждается плодами
своего труда. Ведь преподавание – это не ремесло, а искусство!
Учебный процесс в любой школе состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов: первый
компонент - содержание образования и воспитания, второй компонент - обучающая и
воспитывающая деятельность педагога. И третий компонент – учебно-познавательная,
творческая деятельность обучающихся.
На примере изучения физики как учебной дисциплины, попытаемся ответить на вопрос
об осуществлении системно-деятельностного подхода в преподавании в современных
условиях.
Традиционный порядок изучения курса физики, сложившийся в советское время,
удовлетворял требованиям системности и логики, а также давал достаточно времени
для обучения учащихся применению полученных знаний. Именно такой системный
подход к изучению естественных дисциплин являлся сильной стороной. Введенные
изменения привели к трудностям в использовании именно деятельностного подхода в
обучении. В советской школе государственный стандарт проявлялся и в том, что
предлагались единые поурочные планы изучения всех дисциплин по классам и учили
всех по одинаковым учебникам. Данные материалы своевременно публиковались в
соответствующих журналах «Физика в школе», «Математика в школе», «Химия в школе»
и т. д.
Ясно, что основной педагогической задачей внедрения ФГОС является организация
условий, инициирующих действия обучающихся и в этом направлении (чему учить?)
декларируется обновление содержания образования. Безусловно и то, что школа
должна дать «ядро науки» с тем, чтобы человек в будущем имел возможность
доучиваться, но не переучиваться. Однако под лозунгом «школьники перегружены»
произошло не только сокращение учебных часов, но и объем изучаемого материала,
что привело к нарушению логичности в построении курса и исключило деятельностную
составляющую процесса познания. Кроме того, сократилась идейная, содержательная
сторона школьного образования.
Рассмотрим учебный аспект, заключающийся в нарушении логики изложения материала
и упрощениях (а фактически отсутствии) физического смысла рассматриваемых
законов и явлений. При изучении второго закона Ньютона вместо формулировки
закона дается прочтение формулы силы; вместо закона Гука – формула силы
упругости, без названия видов деформаций и тех величин, которыми оценивается та
или иная деформация (стрела прогиба, угол кручения, относительное удлинение,..);
В начале года весь материал в 9 классе посвящается изучению магнитного поля и
его характеристик и вдруг появляется параграф об электромагнитном поле и
представляется график электромагнитной волны. Кроме того, в рекомендуемых
демонстрационных пособиях (издательство «Учитель») для учителей порой
используются для объяснения наблюдаемых явлений такие понятия как освещенность
поверхности, яркость источника света, которые вообще не рассматриваются в
школьном курсе физики.
Рассмотрим воспитательный аспект этих трудностей в деле формирования
мировоззрения обучающихся по физике. Ведь мы должны сформировать представление о
единой физической картине мира. А можно ли из «лоскутных знаний» создать цельное
представление? Мы живем в 21 веке, а курс астрономии изучается частично как
прикладной раздел физики. Кроме того, большинство тем, подлежащих изучению для
осуществления «законченности» формирования мировоззрения учащихся по окончании
основной школы (декларируется стандартами) привнесены (например в курс девятого
класса) искусственно. Они не имеют логической связи с изучаемыми более подробно
физическими явлениями и не дают возможности изучения их в рамках деятельностного
подхода. Например, для понимания и изучения темы «Переменный ток» необходимо как
минимум знание свойств тригонометрических функций (в курсе математики на момент
изучения в физике еще не встречаются), для понимания формулы полного
сопротивления в цепи переменного тока требуется введение диаграмм, а они в
учебнике отсутствуют; знание закона электромагнитной индукции (в общем виде
записывается через производную), знание магнитных свойств веществ нельзя
объяснить без введения магнитного момента атома, но в учебнике этот материал
отсутствует, зато говорится о ферромагнетиках и их свойствах для объяснения
работы трансформаторов. Все это приводит к тому, что данные темы могут изучаться
только в рамках старого «информативного» подхода.
Из всех предметов, изучаемых в училище, только физика дает основной
мировоззренческий компонент образования суворовца – выпускника, и как раз за
счет наиболее научного и системного подхода к изучению материала. Поэтому при
отсутствии возможности полноценного изучения курса физики, трудно найти
какой-либо другой предмет, способный заменить физику в этой роли.
Наблюдения показывают, что в формировании научного мировоззрения у обучающихся
не в полной мере учитываются возможности изучаемых в училище дисциплин
естественного и гуманитарного циклов. Бытует мнение, что мировоззрением должны
заниматься специалисты общественных дисциплин, а математика, например, дает
только конкретные знания. То же касается и разграничений в работе воспитателей и
педагогов. Это обстоятельство дает основание говорить о необходимости показа (а
точнее использования межпредметных связей) резервных возможностей, путей и
методик обеспечения мировоззренческой направленности в преподавании всех
дисциплин в суворовских военных училищах.
На практике, в погоне за показателями обучения и качества порой упускается
именно воспитательный момент процесса, а учебный процесс часто сводится к
«натаскиванию» для сдачи ЕГЭ. Мы имеем десятки примеров успешно обучившихся и
получивших высшее образование людей, которые в силу своей мировоззренческой
позиции не принесли пользы нашему обществу, своему народу. Недооценка
воспитательного акцента уроков привела к тому, что эти люди оказались более
подвержены зарубежной идеологии и морали. Вывод напрашивается сам собой и
заключается в усилении мировоззренческой направленности всех преподаваемых в
училище дисциплин с тем, чтобы осветить в них основные направления
научно-технической революции в современных условиях и особенно в военном деле.
В настоящее время существующие учебники и УМК по физике не соответствуют
профилям, прописанным Реформой образования. Издаваемая учебная и методическая
литература серьезно не улучшает качества преподавания физики. Количество
учебников следует свести к минимуму для основной школы и каждого профиля старшей
школы и не только по физике. Кроме того, необходимо привести к общему
знаменателю материалы УМК и учебников.
Снятию противоречий между заявленными требованиями к уровню знаний обучающихся и
реальными возможностями помогут межпредметные связи физики с математикой и
другими предметами естественнонаучного цикла, что в свою очередь послужит
средством развития интеллекта и мировоззрения обучающихся.
Для повышения эффективности образовательного процесса, активизации
мотивированности суворовцев к учебе на современном этапе, развития их креативной
деятельности следует шире внедрять ИКТ в процесс преподавания. Однако мы
являемся свидетелями того факта, что повсеместное использование обучающимися
компьютеров и интернет - ресурсов практически исключило потребность суворовцев в
чтении. Получая готовый ответ на поставленный вопрос, исключается возможность
развития мыслительных операций сравнения, сопоставления, анализа, что в конечном
счете позволяет манипулировать сознанием обучающихся и превращает их в
безвольные личности, порождает равнодушное отношение к учебе.
Безусловно, полностью устранить все «капканы», стоящие на пути реализации целей
образовательных стандартов силами учебного заведения невозможно.
Мы считаем, что в нашей работе должен присутствовать известный принцип «не
навреди» во всей деятельности и педагогов и воспитателей потому, что и
разработка и рекомендации образовательных стандартов показывают в сущности
стремление создать некую универсальную модель современной школы, горизонты
которой пока не просматриваются. Однако, когда мы говорим о правильной, научной
организации учебного процесса, то подразумеваем улучшение того, что накоплено в
ходе предшествующей практики, разумное сочетание традиционного и нового,
проведение экспериментов и внедрение проверенных результатов в практику,
внимание к «мелочам», от которых зависит общий ритм учебного заведения, учет
фактора времени и изыскание путей его экономии.
Литература:
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В.Козлова,
А.М.Кондакова // М.: Просвещение,2010.
2. Примерные программы по учебным предметам. Физика, 7-9 классы. Естествознание,
5 класс: проект // М.: Просвещение, 2010..
3. Зинковский В.И. Состояние и проблемы преподавания физики в школах г. Москвы в
современных условиях // Сборник трудов Всероссийского Съезда учителей физики в
МГУ, М.2011.
4. Кутумова А.А., Шебанова Л.П. Подготовка педагогических кадров в
двухпрофильной системе бакалавриата // Современные проблемы науки и образования.
-2014. - №5.
5. Кушнир Т.И., Янсуфина З.И. К проблеме реализации компетентностного подхода в
подготовке бакалавров и магистров педагогического образования (профиль
математика) // Наука и образование в ХХ1 веке: сб. науч. трудов по материалам
Междунар. Науч.-практ.конф.30 сентября 2013 г.
Участники Столетовских чтений. г. Владимир. Дом-музей Столетовых.
Для ссылок:
Озернова Е.И. Размышления о прошлом и настоящем в образовании. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт –
Л.Н. Хуторская;
01.12.2015 г. –
http://khutorskoy.ru/khutorskaya/
|
Хуторская Л.Н.
(1935-2004)
|