: КНИГИ И СТАТЬИ

Метамодель подготовки учителя физики в корпоративной системе «университет-школа»

Ануфрик С.С., Картазаева С.А., Хуторская Л.Н. Метамодель подготовки учителя физики в корпоративной системе «университет-школа» // Съезд российских физиков-преподавателей «Физическое образование в XXI веке». Тезисы докладов. – М.: Физический факультет МГУ, 2000. - С. 299.

Современная подготовка профессионально-педагогических кадров в университетах имеет явную тенденцию регионализации, что сопровождается созданием различных образовательных корпораций (вузов и школ, лицеев, гимназий, колледжей). При этом возникает необходимость четкого определения принципов, этапов и технологий подготовки будущего учителя на основе корпоративной интеграции вузов и средних учебных заведений, т.е. создания метамодели.

Метамодель - это фактически некий инструментарий для построения более общей современной модели подготовки будущего учителя. Метамодель благодаря более высокому уровню абстрагирования позволяет правильно определить содержание и области применения различных частных моделей. В докладе раскрывается многолетний опыт реализации и развития частных моделей подготовки будущих учителей физики в рамках корпоративной системы «университет-школа», проводимой на кафедре лазерной физики и спектроскопии, являющейся выпускающей по специальности Н02.01.05 «Физик. Преподаватель физики и информатики» в ГрГУ (Гродно, РБ).

В основу разработки метамодели положен системно-деятельностный подход, определяющий совокупность личностных, содержательных и процессуальных компонент теоретического и практического аспектов подготовки учителя физики. В качестве основной концепции построения метамодели на данном этапе выступает обращение к запросам и интересам личности всех участников корпоративного объединения (преподавателя ВУЗа, учителя, студента, ученика). В этом состоит отличие от традиционного личностно-ориентированного подхода, когда в центре внимания стоит лишь один субъект - студент, будущий учитель. Ориентация же на запросы, интересы и требования к личности каждого субъекта корпоративной структуры, участвующего в учебно-воспитательном процессе означает создание среды образования с новыми качествами. В результате функционирования метамодели подготовка будущих учителей физики существенно изменяется. Взаимодействие всех участвующих в учебно-воспитательном процессе субъектов сводится к тому, что студент, преподаватель ВУЗа и учитель приобретают профессионально-педагогические знания и умения на качественно новом уровне. Например, студент ориентируется уже на все аспекты учебно-профессиональной деятельности. Корме того, он в корне изменяет свою позицию к приобретению профессиональных знаний и умений, осознавая их как средство решения профессиональных задач.

Нами выделены основные функции метамодели, отражающиеся на каждом субъекте: познавательная, практическая, преобразующая и прогностическая. Составлена программа и план реализации метамодели на базе физико-технической школы-лицея №19 г.Гродно, где функционирует филиал выпускающей кафедры ГрГУ. В докладе на конкретных примерах показаны варианты и этапы развития метамодели. В частности анализ результатов внедрения и обобщения метамодели показан на примерах создания специализаций: «учебный физический эксперимент», «организатор технического творчества», «новые материалы и технологии», «методика преподавания физики и информатики».

Подробнее о Л.Н.Хуторской >>


Полный список трудов Л.Н.Хуторской >>
 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо