: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

    facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Доктрина образования человека в РФ
(проект, версия №1 от 27.11.2014 г.)

См. также Доклад в РАО с педагогическим обоснованием Доктрины и её Новой версией от 19.01.2015 г.

 
 

27.11.2014  г.

Версия: Doctrine_of_education_RF_2014-11-27
По заказу Института образования человека


Доктрина образования человека в Российской Федерации
(проект, версия от 27.11.2014 г.)

Автор: А.В.Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека

I. Назначение Доктрины

1.1. Доктрина образования человека в Российской Федерации (далее – Доктрина) представляет собой систему основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, контроля и оценки результатов образования человека в России.
1.2. Настоящая Доктрина служит основой для:
− реализации права человека на собственное образование;
− реализации прав всех субъектов системы образования человека: его семьи, рода, народа, общества, социума, наций, народностей, религиозных конфессий, образовательных учреждений и их объединений, отраслей народного хозяйства, науки, культуры, техники, производства, муниципалитетов, регионов, государства, международных организаций, человечества в целом;
− формирования государственной политики в области образования; разработки содержания нормативных актов, законов, постановлений органов власти различных уровней в сфере образования и связанных с нею сферах;
− построения системы управления образованием;
− выстраивания системы подготовки, переподготовки и аттестации педагогических и управленческих кадров;
− разработки образовательных стандартов всех уровней;
− разработки образовательных программ всех уровней;
− разработки учебников, учебных и методических пособий, сайтов, компьютерных программ, иных средств образования;
− организации системы целеполагания, контроля и оценки образовательных результатов, достигнутых учащимися, педагогами, управленцами, политиками и др.;
− государственного, регионального и общественного мониторинга процессов и результатов, происходящих в системе образования;
− освещения СМИ ситуаций, результатов, проблем, относящихся к реализации основных положений Доктрины.
1.3. Доктрина предполагает анализ, корректировку, отмену или замену действующих нормативных актов в сфере образования в соответствии с принципами человекосообразности образования. Регламент этой деятельности устанавливается отдельным Постановлением Правительства РФ, в котором определяется состав подлежащих анализу и корректировке нормативных документов, ответственные учреждения и сроки работ.

II. Миссия человека и его образования

2.1. Человек есть основная ценность и адресат системы образования страны.
2.2. Основная цель национальной системы образования - самореализация каждого человека по отношению к себе и окружающему его миру. Государство обеспечивает каждого своего гражданина правом на его образование и условиями реализации этого права.
2.3. Признаётся, что каждый человек – уникальное создание, имеющее собственную миссию (назначение) в мире. Никто кроме самого человека не вправе претендовать на содержание его внутреннего мира, создающегося и образовывающегося в ходе его образования.
2.4. Каждый человек имеет право на обучение и образование на всём протяжении своей жизни независимо от гражданского положения, текущего статуса, должности, а также других его функций, особенностей, различий.
2.5. Каждый человек вправе определять свою миссию, цели и образовательный путь в соотношении с требованиями, нормами, традициями, стандартами, устанавливаемыми другими субъектами (заказчиками) образования, каковыми являются его родители, семья, род, образовательные учреждения, педагоги, социум, регион, страна, мир, человечество.
2.6. Соотношение стандартов (ожиданий, требований, норм) разных заказчиков образования устанавливается по их согласованию путём применения специальной координационной процедуры. Процедура определяется на уровне федерального органа управления образованием. Ответственными за реализацию итоговых стандартов выступают непосредственные участники образования: ученик, его родители, педагоги. Решающими в применяемой процедуре принимаются права человека на его образование.
2.7. Для каждого этапа жизни человека государство устанавливает конкретные способы и технологии реализации его права на персональную образовательную траекторию сообразно имеющимся у него возрастным, экономическим и иным потребностям, запросам, особенностям.

III. Основы системы образования в РФ

3.1. Образованием считается процесс и результат образовывания человека. Смысл образования человека – реализация его возможностей. Официальная система государственного образования направлена на обеспечение условий для образования каждого ученик сообразно его возможностям и достижениям.
3.2. Основным принципом образования человека является человекосообразность образования.
3.3. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны. Педагогическая позиция официальной системы образования по отношению к каждому ученику независимо от его возраста и развития предполагает наличие возможностей для выявления и реализации его персональных возможностей.
3.4. Человек есть творец. Поэтому одной из главных задач системы образования является обучение человека творению, творчеству. Отсюда руководящим принципом выступает принцип продуктивности, определяющий смысл образования: образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.
3.5. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру. Регулятивными организующими элементами образовательного процесса выступают целеполагание и рефлексия ученика, а также других субъектов его образования.
3.6. Цели образования проектируются из миссии ученика по отношению к себе и миру на каждом этапе его образования. Процедуру целеполагания осуществляют непосредственные участники образовательного процесса: сам ученик, его родители и педагоги.
3.7. Образование человека не делится на основное и дополнительное. Любое образование, которое происходит в процессе деятельности ученика, выступает для него основным, сообразным его человеческой миссии. Подразделять образовательные компоненты (учебные предметы, виды деятельности и др.) на основные и дополнительные – прерогатива самого человека.
3.8. Содержанием образования выступает вся внешняя окружающая среда, в которую включены как основные элементы официальной системы образования (детские, школьные, вузовские образовательные учреждения, система дополнительного образования и др.), так и неформальные области деятельности, по отношению к которым и во взаимодействии с которыми происходит самореализация ученика (клубы, социальные сети, молодёжные субкультуры и др.)
3.9. Человек потенциально равновелик миру. Вселенная предназначена для «вселения» человека. Образовательный процесс выстраивается путём постепенного освоения учеником от близко находящегося к нему предметного мира к удалённому.
3.10. Результатом образования признаются внутренние (личностные качества) и внешние (материализованные работы) продукты образовательной деятельности ученика. Диагностике и оценке подлежат изменения в качестве и количестве образовательных продуктов за определённый период времени. Сравнение результатов одного ученика с результатами других учащихся или универсальными стандартами носит ознакомительный, но не оценочный характер.

IV. Заказчики образования

4.1. Заказ на образование ученика имеют право предъявлять в рамках установленного следующие субъекты образовательного процесса:
а) сам ученик;
б) его родители, семья, представители его рода;
в) образовательное учреждение, включая педагогов;
г) территориально близкая к месту проживания ученика часть общества;
д) учреждения, организации, предприятия, ближайшего к ученику социума;
е) муниципалитеты и другие органы самоуправления регионов;
ж) национальные общины, сообщества;
з) религиозные конфессии;
и) представители отраслей народного хозяйства страны, науки, культуры, техники, производства;
к) федеральное управление образованием как представитель государства;
л) международные организации, в чьи функции входит координация образования человечества.
4.2. Квоты и порядок формирования комплексного заказа на образование человека определяется по специально разработанной процедуре. При сходных параметрах заказа разных групп заказчиков происходит объединение этих заказов. Не допускается превышение объёма заказа на образование более установленного.
4.3. Каждая группа заказчиков обеспечивает финансирование и условия для реализации своего компонента заказа на образование человека.
4.4. Оценка результативности образования осуществляется по критериям и с помощью средств диагностики, действующих для каждой группы заказчиков.

V. Содержание образования

5.1. Общее образование включает 4 образовательные области:
1) Основы жизнедеятельности человека: основы питания, здоровья, кулинария, коммуникации, функции в семье, гендерное образование, половая грамотность, ОБЖ, финансовая и экономическая грамотность, психология отношений и т.п.
2) Основы наук.
3) Основы человеческой культуры.
4) Производство и труд. Трудовая функциональная грамотность.
5.2. Ядро содержания образования выстраивается вокруг фундаментальных метапредметных основ. Их состав определяется специальной группой специалистов, представляющих интересы всех заказчиков образования.
5.3. Содержание образование включает в себя ключевые, метапредметные и предметные компетенции

VI. Управление процессом образования

6.1. В системе общего образования деятельность министерств и школ подстраивается под детей, а не наоборот. Тестирование и другие формы отбора детей в школы или классы не допускаются, поскольку являются нечеловекосообразными. Ученик вправе решать вопросы своей индивидуальной образовательной траектории с участием семьи и с помощью педагогов.
6.2. Образовательные учреждения самостоятельно решают вопросы об условиях приёма учащихся. Возможны следующие формы поступления:
1) экзаменационные испытания с целью диагностики способностей и уровня сформированности компетентностей – с последующим обучением на бюджетной основе (полной или частичной);
2) обучение на заказ – по выбору и желанию учащегося на платной основе. Заказ обеспечивается его родителями или другими заказчиками его образования (местные власти, регион, предприятие).
6.3. Введение Доктрины предполагает обязательную реформу системы управления образованием в РФ, в первую очередь – кадровую. Каждый чиновник в обязательном порядке проходит аттестацию и только после этого получает права на разработку и утверждение норм для других участников образовательного процесса.
6.4. На основании обсуждения и принятия на государственном уровне данной Доктрины вносятся изменения в действующую систему образования, в частности: происходит отказ от негуманных и непедагогических норм, законов типа штрафов за ЕГЭ, присутствия полицейских при сдаче экзаменов.
6.5. Изменению и исправлению подлежат Федеральные государственные образовательные стандарты. Наряду с федеральными стандартами вводятся нормы прав на образование со стороны регионов, социума, школ, самого ученика, его родителей.

VII. Помехи и угрозы образованию человека

7.1. Основными помехами и угрозами образованию человека в Российской Федерации являются:
7.1.1. Принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области образования.
7.1.2. Отсутствие необходимой квалификации чиновников, политиков, администраторов, ответственных за принятие решений в области образования.
7.1.3. Произвол и самоуправство надзорных органов, контролирующих образование, нарушение их представителями принципов человекосообразности образования.
7.1.4. Коррупция, казнокрадство, взяточничество, применение преступных схем распределения государственных средств, предназначенных на обеспечение образования людей на федеральном и региональном уровнях.
7.1.5. Гиперболизация федерального компонента контроля образовательных результатов в форме ЕГЭ, вытеснение им других образовательных ориентиров, в первую очередь – потребности человека в его образовании..
7.1.6. Отсутствие научного обоснования действующих образовательные стандарты для школ (ФГОС) и вузов (ВПО). Замена научного обоснования кулуарными позициями тех, кто допущен до разработки данных стандартов.
7.1.7. Критикуемая обществом и неразделяемая профессиональным сообществом политика нынешнего Министерства образования и науки РФ.
7.1.8. Произвол в регулировании учебного книгоиздательства.
7.1.9. Монополизация общего образования государственными (муниципальными) учебными заведениями. Устаревшие формы и методы обучения.
7.1.10. Монополизация системы подготовки и повышения квалификации педагогов.
7.1.11. Нецелевое расходование средств на услуги и материалы, не имеющие прямого отношения к образованию человека (установка видеокамер для ЕГЭ, турникетов, поставка в школы устаревшего оборудования и т.п.).
7.1.12. Недостаточная активность субъектов образования человека, являющихся заказчиками своей части образования. Неумение и нежелание нести ответственность, вкладывать свои силы, время, средства в обеспечение заказа на образование.
7.1.13. Миф о «бесплатном образовании». В реальности каждый гражданин РФ оплачивает образовательные услуги для себя, своих детей и других учащихся через налоги, доходы от принадлежащих ему недр и других активов страны.

VIII. Материальное и финансовое обеспечение образования человека

8.1. Образование не должно подчиняться правилам экономики. Образование подчиняется правилам педагогики и других человековедческих наук.
8.2. Экономика не может и не должна быть определяющей при решении вопросов, касающихся целей, содержания, оценки результатов образования.
8.3. Финансирование системы образования человека осуществляется заказчиками (субъектами) образования в соответствующих пропорциях и объёмах.

--
Примечания:
1. Данный проект Доктрины нуждается в обсуждении, развитии, корректировке и последующем принятии в форме нормативного законодательного акта.

2. Обсуждение Доктрины происходит на сетевых площадках:

- Страница автора проекта Доктрины в Фэйсбуке,
- Форум Научной школы А.В.Хуторского

--
Данная версия Доктрины опубликована также в Вестнике Института образования человека – http://eidos-institute.ru/journal/2014/1127.htm 

Обсуждение данной версии Доктрины образования человека.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Доктрина образования человека в РФ (проект, версия от 27.11.2014 г.) [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 27.11.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/1127/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016