: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Какие сегодня бывают учёные?

 
 

25.10.2016  г.

Неофициальная классификация учёных


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Вчера на заседании Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО составил классификацию учёных, по крайней мере, в области педагогики:

1. Учёные.
2. Придворные учёные.
3. Не совсем учёные.
4. Совсем не учёные.

1. Учёные – это те, кто в своей деятельности руководствуется законами и принципами своих наук. Могут открывать эти законы и принципы. Ведут деятельность в рамках какой-либо научной школы или всей науки в целом. Способны углубляться в детали научных проблем. Любую дискуссию используют как повод для развития и получения новых научных результатов. Свободно разговаривают о научных проблемах как во время заседаний, так и в кулуарах.

2. Придворные учёные – руководствуются распоряжениями того «двора», при котором находятся или к которому себя относят. Не путать «двор» с научной школой. Двор – это, как правило, чиновное руководство – федеральное или местное. Такие учёные считают, что нужно руководствоваться не законами науки, а решениями чиновников и утверждёнными юридическими нормами, какими бы они не были, даже если в них содержатся ошибки. Свои доклады и диссертации начинают с упоминания последних решений «партии и правительства», фамилий действующих руководителей. Своей «научной» миссией считают донесение политики «партии и правительства» до всех остальных.

3. Не совсем учёные – те, кто ещё не овладел компетенциями научной деятельности. Им пока не хватает научной грамотности, логики, методологии. В своих работах и выступлениях оперируют различными фамилиями, понятиями, концепциями. Как правило, всё это у них перемешано, собственная позиция отсутствует. При ответах на вопросы пытаются найти ответ в чьих-либо чужих работах, на кого-нибудь сослаться. Именно про них писал Я.А.Коменский, что они «занимаются тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения, составляя науку наподобие лоскутного платья. К ним с упреком обращается Гораций: «О, подражатели, рабский скот!» И действительно, рабский скот, привыкший к тасканию чужих тяжестей» (Я.А.Коменский, Великая дидактика). В зависимости от того, с кем будут «водиться», могут стать в дальнейшем либо учёными, либо придворными учёными. Либо так и остаться недоучёными.

4. Совсем не учёные – это обязательно имеющие учёную степень люди, которые ей никак не соответствуют. Как правило, это бывшие или настоящие чиновники, депутаты и прочие «деятели образования». Они есть везде и их довольно много. Я бы сказал, что в последнее время их вообще большинство. Они, кстати, понимают, что они не учёные. И боятся, что это могут заметить другие. Находятся в постоянном страхе за своё место и имидж. Поэтому вырабатывают систему «выживания». Выживание здесь в двух смыслах: они сами выживают как «особи» и выживают учёных первого типа, поскольку на их фоне им сложно держать марку. Отличить «совсем не учёных» можно по следующим признакам: в кулуарах научных вопросов они никогда не обсуждают, обсуждают учёных, которые занимаются научными вопросами. Как правило, не любят выступать публично, иначе окружающие сразу их раскусят. А если всё-таки выступают с докладом, то в нём приводят административно-отчётную информацию, приукрашенную научными фразами. В их текстах всегда отсутствует логика, поскольку тексты, как правило, составлены по принципу «ре-кле»: режу-клею (в электронной транскрипции «копи-паст»). Наслышаны об имеющихся научных подходах и концепциях и называют их при случае. Очень любят продемонстрировать услышанную где-нибудь чужую оригинальную мысль, но обязательно в новой аудитории, тогда аудитория смотрит на них как на авторов этой мысли, которой они, конечно же, не являются. Такой устный плагиат – распространённое явление среди «совсем не учёных». Есть у них ещё такой приём, как «отсроченный плагиат», например, услышав какую-то идею, они произносят её спустя полгода или год, когда остальные могут уже забыть про её действительного автора. В перерывах никогда не говорят о науке, только о том, кто, что и где сказал, кого-куда-кто назначил, что-где произошло. Очень любят следить за последними решениями чиновников, кадровыми перемещениями, изменениями в политике. Вовремя сориентироваться для таких «не учёных» - ключевая компетенция. Они живут «здесь и сейчас» при науке, а не в самой науке.

Чуть позднее обнаружил, что для полноты классификации не хватает ещё одной - пятой группы:

5. Завхозы. Если «совсем не учёные» хотя бы создают видимость участия в научных мероприятиях и процессах, то категория «завхозов» не создаёт даже видимости. Они просто игнорируют область науки не оставляя в ней даже следа. «Завхозов» не найти не только в пятой-десятой сотне рейтинга РИНЦ, их может не быть даже в самом РИНЦ. Это, как правило, «крепкие хозяйственники», «эффективные менеджеры», таковых можно встретить среди ректоров, директоров, руководителей министерств и департаментов, даже глав регионов. «Завхозы» не просто имеют ученую степень, многие из них являются членами академий, в том числе государственных. Именно их чаще всего обвиняют в плагиате и пытаются лишить учёных степеней доблестные борцы из Диссернета. Казалось бы, зачем «завхозам» нужны степени и звания? Ведь у них и так «всё есть». А вот зачем. «Научная мантия» им нужна для того, чтобы никакой другой учёный не смог им ничего противопоставить или возразить, и, тем самым, помешать пользоваться тем, к чему у них есть доступ. Остепенённый завхоз как бы говорит: «Смотрите, я и сам с усами, меня не упрекнешь в научной необоснованности моих решений».

Для ссылок:

Хуторской А.В.  Какие сегодня бывают учёные? Неофициальная классификация учёных.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 25.10.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/1025/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016