: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Что такое образовательные результаты?

 
 

05.10.2016  г.

Как их понимают учителя


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Что такое образовательные результаты? Как их диагностировать и оценивать? Это ключевые вопросы, которые воплощают в себе требования действующих ФГОС.

Наш опыт проведения в школах выездных семинаров на тему «Диагностика и оценка образовательных результатов учащихся в условиях ФГОС» выявил следующие проблемы учителей:

• Отсутствие единых подходов в школе к трактовке понятия «образовательные результаты». Учителя демонстрируют разнообразие точек зрений, называя образовательными результатами: деятельности, способы деятельности, обобщенные умения, знания, некоторые личностные качества учеников.
• Около 15% учителей демонстрируют понимание и умение определить образовательный продукт ученика.
• Часто в качестве результата называется деятельность, а не сам продукт, созданный в ее процессе.
• Педагоги затрудняются определить тип образовательного результата, не всегда видят разницу между результатами разных типов.
• Испытывают трудности в понимании и формулировке ценностно-смысловых результатов.
• Осознавая определенную неудовлетворенность результатами своей работы, некоторые педагоги испытывают затруднения в конкретизации собственных проблем и формулировке личных целей.

 

Что говорят сами учителя о наших семинарах? Приведу их высказывания.

Многие учителя считают, что получили возможность реализовать свой творческий потенциал, проявить профессиональные качества: креативные, коммуникативные, лидерские:

• «Собственное приращение: креативность, проявилось умение брать на себя ответственность в группе», - Синицына Елена Владимировна;
• «Мне кажется, что мне все удалось: и работа в группе, и выступления перед аудиторией, и составление деятельностного урока. Удалось реализовать и развить собственные коммуникативные качества», - Сухова Оксана Александровна;
• «Главные результаты: разобралась в видах учебной деятельности, удалось проявить свои лидерские качества», - Денисова Марьяна Николаевна;
• «Теперь расширилось представление о видах диагностики, появилось желание применить их на практике. Мои собственные достижения: желание и умение работать в команде, эффективная работа в процессе «мозгового штурма», - Бахарева Светлана Евгеньевна.

 

Анализ рефлексивных анкет участников семинара показал, что многие назвали одним из главных результатов возможность групповой работы с коллегами:

• «Было неожиданностью увидеть коллег во время выполнения и презентаций заданий», - Иванец Ольга Михайловна;
• «Очень здорово работать в группе со своими коллегами! Интересно! Это положительно скажется на нашем коллективе. Я участвовала в групповой работе по созданию урока. Мне удалось высказать свое мнение и коллеги поддержали меня», - Золотухина Алена Александровна.
• «Самые яркие впечатления – сплоченность группы во время выполнения заданий, положительный эмоциональный фон. Лучше всего мне удалось влиться в коллектив «буйных» физкультурников», - Волков Александр Владимирович;
• «Неожиданностью стало, что мы активно принимали участие в работе семинара. Успешнее всего была моя работа в коллективе», - Горина Валентина Ивановна;
• «Благодаря групповой работе, влилась в новый коллектив, оценила уровень коллег, поставила цели своей работы по самообразованию», - Дышенова Ниссо Самадовна.

Значительное число педагогов задумались о своем месте и роли на уроке, пришли к мысли о необходимости менять свои подходы, осваивать и реализовывать новые технологии, опробованные на семинаре:

• «Появилось ощущение понимания научных терминов, видов уроков. Планирую теперь четко прописывать цели и виды уроков, обратить внимание на целеполагание и рефлексию учащихся на уроке», - Сучкова Александра Николаевна.
• «После выполнения заданий семинара я увидела, что диагностика результатов деятельности учащихся разнообразнее, это не только устные работы и тесты. Я буду менять свой урок – активизировать работу учащихся на уроке. Большая часть урока должна быть построена на активной деятельности ученика», - Горина Валентина Ивановна;
• «Теперь буду организовывать образовательную напряженность на уроке, продумывать открытые задания, чтобы дети получали различные образовательные продукты», - Лихачева Людмила Викторовна;
• «Начав читать предварительное задание, я почувствовал себя радистом, забывшим шифр. Я понял необходимость повышения своего образовательного уровня. После семинара появилось понимание проблематики. То, что раньше улавливалось интуитивно (в плане методологии проведения уроков) теперь частично заняло свои «полочки» в моем сознании. Планирую теперь обратить большее внимание на личное участие каждого ученика в учебном процессе: усилия каждого должны быть замечены и оценены», - Трелин Гурий Анатольевич;
• «По итогам семинара понимание диагностики значительно расширилось. Решилась проблема авторов диагностик – я сама могу их составлять!», - Избякова Лариса Анатольевна.

Педагоги в рефлексиях отметили эффективность технологий нашей научной школы и считают нужным продолжить сотрудничество, проведение таких семинаров по другим темам:

• «Спасибо за проведенные куры: доступно, понятно, грамотно. Жду новой встречи в нашей школе!», - Сучкова Александра Николаевна;
• «Неожиданно было необходимость нашего непосредственного активного участия, деятельность, сдача работ. Несмотря на внезапный выход на работу (я еще в отпуске) идеи фонтанировали!», - Ларина Татьяна Витальевна;
• «В ходе семинара появились новые подходы, которые я осмыслю и внедрю. Был рад профессиональному общению. Пожелание: провести следующий семинар в этом же ключе (теория + практика), но выбрать более удачное время», - Вильмсен Петр Иванович;
• «Спасибо! Хотелось бы новой встречи в нашей организации на курсах», - Костенкова Ирина Николаевна;
• «Спасибо, было очень познавательно, хотя и сложно. Предлагаю провести курсы Научной школы А.В. Хуторского на базе нашей школы», - Гладышева Наталья Михайловна;
• «Неожиданным было умение выстраивать работу семинара представителем Института образования человека: толерантность, компетентность, профессионализм; оригинальность подхода Института образования человека к ФГОСам – браво! Яркие впечатления: увидела своих коллег по-новому. Теперь буду учитывать несовершенство требований ФГОС!!! Спасибо за книги (очень вовремя). До новых встреч!», - Пивкина Ольга Викторовна.

Рефлексивные отзывы свидетельствуют о том, что процесс выполнения индивидуального задания и полученные результаты вызвали положительные и яркие эмоции у учителей:

• «На семинаре для себя открыла новые способы построения уроков. Произошло переосмысление структуры урока. Появилось желание разрабатывать критерии оценивания заданий», - Ефремова Елена Ивановна;
• «Больше всего мне удалась разработка деятельностного урока. Планирую в дельнейшем обращать внимание на способы организации рефлексии деятельности учеников», - Слепцова Татьяна Александровна;
• «Очень все понравилось. Больше всего удалась разработка диагностического урока. Вопросов теперь нет, решились проблемы диагностики», - Ледовская Елена Юрьевна.

 

Для ссылок:

Хуторской А.В.  Что такое образовательные результаты? Как их понимают учителя.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 04.10.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/1004/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016