: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Методология: как часто это слово пишут для красного словца!

 
 

20.09.2016  г.

Чем модернизация отличается от совершенствования?


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Довольно часто встречаются названия статей, диссертаций, докладов со словом «методология». Видимо их авторы считают, что напиши они это слово в заголовке, и сразу их труд станет научным. Не станет. Зачастую, наоборот, при более близком знакомстве с текстом оказывается, что методологии там собственно и нет. А то что есть, совсем не методология.

Вот и сегодняшний доклад на заседании Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО был назван: «Методологические основы совершенствования подготовки педагогических кадров в стратегии непрерывного образования», докладчик Белогуров Анатолий Юльевич, д.п.н., профессор РАО, профессор кафедры педагогики и психологии Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России.

Речь в докладе шла о многом и разном, подчас весьма актуальном. Например, о специфике корпоративной системы повышения квалификации вузовских преподавателей. Вузы, готовящие кадры для нынешних корпораций (РЖД, Газпром и др.), озабочены подготовкой своих преподавателей, точнее, качеством их педагогической подготовки. Поэтому им нужна педагогическая подготовка своих преподавателей, а также основы соответствующей педагогики – педагогики высшей школы, в том числе педагогики бизнес-образования. А такой педагогики – современной, эффективной, научно обоснованной, сегодня фактически нет. Вот и приходится бизнес-образованию придумывать собственные кустарные теоретизации, где например «управляют знаниями», а под методологией понимают всё что угодно, считая этот термин синонимом слову «подход».

Я задал докладчику два вопроса:

1. Почему в качестве предмета в вашем докладе указано именно совершенствование подготовки педкадров, а не инновирование, например? Хотя в самом докладе речь идёт о ряде инноваций.

2. Чем отличается методология подготовки педкадров от методологии совершенствования подготовки педкадров?

Ответы докладчика подтвердили мои опасения: термин «совершенствование» взят им без достаточных оснований, с разными методологиями у него ясности нет, методологию подготовки педкадров он путает с методологией совершенствования этой подготовки и отождествляет методологию с подходом.

В связи с выявленной ситуацией на обсуждении доклада обозначу свои понимания по использованию терминологии. Часть своих предложений я высказал на заседании, а часть включил дополнительно в данной заметке.

Сначала о терминах «совершенствование», «модернизация», «реформирование», «реорганизация», «инновация» («инновирование»), «развитие», которые применяются в названиях докладов также часто, как и термин «методология». Это всё разные термины, обозначают они разное. Мои толкования даны из собственного понимания науки, в частности науки об образовании – педагогики.

Совершенствование – это улучшение того, что есть, без его принципиального изменения. Можно сказать, что это повышение качества того, что имеется. Слово активно использовалось в советский период, когда ничего основополагающего трогать было нельзя. И сегодня многие пытаются именно совершенствовать, а не менять то, что вызывает проблемы, например систему ЕГЭ.

Модернизация – это обновление, которое происходит в соответствии с новыми требованиями и нормами. То есть, это уже не просто улучшение того, что есть, а изменение объекта в заданном направлении. Требования и нормы при этом могут проистекать откуда угодно, например, из решений и постановлений чиновников. Научного обоснования модернизация может не иметь. Термин «модернизация» по отношению к образованию активно использовался в начале 2000-х [7; 8; 9].

Реформирование – это преобразование, такое, которое сдвигает элементы устоявшейся системы, меняет принципы организации системы. Реформы чаще всего задаются административно, законодательно, могут быть обоснованные научно или нет. Реформы могут иметь положительный и отрицательный результат. Например, реформирование системы образования, которое целенаправленно вело министерство образования и науки в период Фурсенко и, особенно, Ливанова – это именно реформирование. Научного основания данное реформирование фактически не имело. Например, нужно было сократить количество вузов, и их сократили. Критерии оценки вузов при этом брались «с потолка», то есть необоснованно.

Реорганизация – часть реформирования. Может быть самостоятельным процессом. Реорганизация меняет структуру, функции образовательной системы. Например, слияние вузов, школ с детскими садами, которое происходит в последние годы, это реорганизация. Может иметь не педагогическое, а, например, экономическое обоснование. Так, с педагогической точки зрения слияние школ в Москве – очень негативная реорганизация, поскольку «режет по живому» педагогические и ученические коллективы, но для экономии бюджета и простраивания «вертикали управления», т.е. для чиновников – такая реорганизация хороша.

Инновирование – процесс выявления, выращивания и внедрения новшества в образовательный процесс или образовательную систему, учреждение. Может включать в себя модернизацию и реформацию. По отношению к образованию регулируется педагогической инноватикой (см., напр.: [6; 10]).

Развитие – последовательность изменений в организме, системе, обусловленных реализацией её потенциала. Процесс развития включает количественные и качественные, естественные или искусственные изменения. Развитие, как правило, необратимо. Оно относится как к материальным, так и идеальным объектам, приводит их в новое качественное состояние.

Общим для всех перечисленных терминов является «изменение». Оно, как следует из приведённых дефиниций, в каждом случае имеет специфику.

Каждое из перечисленных изменений имеет свою противоположность – это либо неизменность (неизменяемость), либо изменение в противоположном направлении. Вот, например, какие я вижу противоположности:

Совершенствование – Функционирование.

Модернизация – Традиционализация.

Реорганизация – Стагнация.

Инновирование – Консервация.

Развитие – Деградация.


Каждый термин, означающий противоположность также может быть определён и использован по назначению.
Что теперь с этими терминами делать? По крайней мере, сознательно применять. Обосновывать, почему именно тот или иной термин применяется. Даже если вы понимаете под термином нечто иное, чем принято, обоснуйте и приведите свою дефиницию.

Теперь о методологии в образовании и педагогике.

Говоря об образовании, обычно имеют в виду его различные виды: общее образование, высшее профессиональное образование, бизнес-образование и т.д. В приведённом выше докладе речь шла об образовании педагогических кадров вуза. Это особый вид образования, который рассматривается педагогикой высшей школы. Чтобы заниматься данной сферой, нужно начать с изучения классических работ. Например, с книги С.И.Архангельского [1]. Мне довелось общаться с Сергеем Ивановичем когда я готовил к защите свою докторскую диссертацию по дидактической эвристике. С.И.Архангельский, встретив в моём тексте фамилию П.Ф. Каптерева произнёс: «А Надежда Константиновна была против». Я был поражен! Оказывается, он помнил то, как Н.К. Крупская выступала в те времена и отрицательно относилась к выдающемуся педагогу Каптереву. Представьте, каково это было – разговаривать с живым свидетелем нашей революционной действительности.
Кроме С.И.Архангельского педагогикой высшей школы занимались такие корифеи, как Ю.К. Бабанский (аспирантом я ещё застал его выступления), В.А. Сластёнин (помню, он спросил меня про тему моей диссертации. Я назвал: «Дидактические основы эвристического обучения», На что Виталий Александрович ответил: «А разве бывает какое-то ещё обучение, кроме эвристического»).

Рекомендую тем, кто выстраивает методологию бизнес-образования, или методологию подготовки кадров для вузов, познакомиться с классическими работами по методологии педагогики В.В. Краевского [2]. А также других специалистов в этой области: Б.Т.Лихачёва [4], А.М. Новикова [5], или уж совсем из 1930-х годов – работа И.Ф.Куразова [3]. Сопоставив то, что в нынешнем бизнес-образовании многие называют методологией, с работами классиков, можно отчасти решить противоречия, обусловленные недостаточной тщательностью подходов к построению методологического аппарата.

Мои предложения относятся также и к формулировкам, которые задаются учреждениями, фондами, грантодавателями. Например, в названиях номинаций на выборах нашей Российской академии образования часто включают термин «методология». Тем самым, кандидатов на вступления в академию побуждают называть методологией всё, чем они занимаются. Я уже не раз говорил, что названия номинаций должны происходить не просто из научности их звучания, а быть результатом реальных потребностей науки об образовании и собственно отечественного образования. Но до сих пор выборные номинации создаются келейно, а иногда и под конкретных кандидатов, которые по ним могут пройти в члены академии. Конечно, подобные «методологии», механически «пристёгнутые» к содержанию работ, не обеспечат этим работам обоснованности.

Литература


1. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса высшей школе. М.Высшая школа, 1976. – 200 с.
2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
3. Куразов И.Ф. Методология педагогики. – 2-е изд., перераб. – Л.: Гос. Изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1930. – 160 с.
4. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т. Лихачёв (Мин-во общего и проф. образования РФ и др.) - Самара, 1998. - 199 с.
5. Новиков А.М. Методология образования. Изд. 2-е. М.:Эгвес, 2006. – 488 с.
6. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
7. Хуторской А.В. Гипотеза и цели эксперимента по модернизации образования // Модернизация образования: Материалы региональной научно-практической конференции. – Оренбург, 28-29 ноября 2002 г. – Часть. I. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. – С.20-43.
8. Хуторской А.В. Личностно-ориентированное направление модернизации образования в Российской школе // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002. – 12-30.
9. Хуторской А.В. Методологические основы личностно ориентированного направления модернизации Российской школы // Педагогический журнал. – 2002. – №4(5). – С.4-9.
10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. http://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/education/pedagogicheskaya_innovatika_ucheb._posobie_dlya_stud._vyssh._ucheb._zavedenij/

 

Для ссылок:

Хуторской А.В. 
Методология: как часто это слово пишут для красного словца! [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 20.09.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/

 

Обсуждение в Фейсбуке

 

Раиса Платонова Здравствуйте, Андрей Викторович! Где купить книгу или заказать?
Хуторской Андрей Викторович Если вы спрашиваете о моей книге "Методология педагогики", то купить её можно в нашем Институте образования человека - либо с доставкой по почте, либо лично придя к нам в офис в Москве на Тверской: http://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/inn_fgos/metodologiya_pedagogiki_chelovekosoobraznyj_podxod/
Зинаида Капустина а как Вы определяете методологию? "методология совершенствования" - на первый взгляд, термин надуманный, но по сути, соответствующий определению -- ориентирован на решение практических проблем и целенаправленное преобразование некой реальности!)) а вот в гносеологической части, которая должна предшествовать - всегда дбыть философская подоплека. Без нее педагогика БЕССМЫСЛЕННА!
Хуторской Андрей Викторович Методология понимается в узком и широком смысле слова.
Методология в узком смысле этого слова – это учение о методах научного исследования. «Метод» – путь исследования, способ познания и «логос» – слово, учение

В широком смысле слова методология – это совокупность наиболее общих принципов в их применении к решению теоретических и практических задач. Вместе с тем, это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их применения в конкретной познавательной и практической деятельности.
Хуторской Андрей Викторович Цитата: "Игорь Петров Не слышал доклада.... Но , думаю, тут просто нет понимания систем управления знаниями, и что надо корпорациям , а корпорациям нужен системный подход по управлению явными и неявными знаниями, интегрированный с процессами, чем данные педагоги не занимаются..."

Хотел бы я узнать от тех, кто "управляет знаниями", что они понимают под знаниями? Информацию на диске? Так это не знания, а информация.
Татьяна Дудорова ".....чем явные знания отличаются от неявных?""...очень интересно!!! Вашу книгу с удовольствием приобрела!!! Интересные высказывания! Заставили задуматься и о своих знаниях " явных или неявных" предмета разговора!!! Андрей Викторович, с удовольствием послушала бы Ваши лекции....а вообще - все очень и очень актуально!!!
Хуторской Андрей Викторович Здесь есть видео нескольких моих выступлений: http://eidos-institute.ru/about/video/
А здесь - аудиозаписи некоторых моих выступлений: http://eidos-institute.ru/about/audio/
Станислав Дмитриев Дорогой Андрей Викторович, я Вас почти понял. Я-то полагаю, что методология обосновывает принципы (это выдвигаемые человеком идеи результат раблты сознания) и законы/ закономерности действительности), а уж методы строятся на основе принципов..Далее разрабтываются споособы действия (это техническая сторона методов, которые отражают технологическую сторону). Сейчас я пытаюсь разработать онтодидактику в отличие от традиционной дидактике, связанной с объектом. У меня после одного из инсультов не работает один глаз (центральные клетки погибли), поэтому я не вижу, что печатаю.
Хуторской Андрей Викторович Уважаемый Станислав Владимирович. Да, в прикладном значении методология обосновывает принципы, на основе которых отбираются или создаются методы, способы действий. Будет интересно прочитать ваши представления об онтодидактике. Здоровья вам!
Станислав Дмитриев Уважаемый Андрей Викторович, я бы и сам хотел всё это разработать так, чтобы это было читаемо и понимаемо специалистами. Но пока работаю на примере принципов обучения «живым движениям» (в дополнение к онтокинезиологии, которую разрабатывал в спорте В.К.Бальсевич). Он недавно умер и я решил в его память написать две статьи (одна продолжение другой). Буду использовать понятие «онтодидактика» (термин известного математика А.А.Ляпунова). Может быть получится вариант и для Вашего журнала. Надо бы просмотреть Вашу книгу по методологии. Правда, я почти ничего не читаю из-за проблем со зрением. Приходится крутиться в собственном сознании … А оно старческое. Станислав Дмитриев.
Хуторской Андрей Викторович Уважаемый Станислав Владимирович. Статьи присылайте. Важно зафиксировать основные положения разработанных вами и вашими коллегами концепций человекосообразного образования в спорте.

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016