: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

    facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Дидактика Кастанеды

 
 

24.09.2014  г.

Дидактика Кастанеды

А.В.Хуторской

Часть 1. Альтернативная система обучения

В своё время я не прерываясь прочитал все книги Кастанеды. Не раз и не два я пропускал свою остановку на метро ... Это сильная реальность, выходящая за привычные для многих рамки человеческого бытия. Дидактику Дона Хуана нужно изучать в педагогических вузах. То, как этот мексиканский маг-индеец обучал своему учению автора (самого Кастанеду) навсегда оnставит в стороне всякие стандарты, ЕгЭ и прочую суету нынешних чиновников от образования. Понимание наличия ТАКОЙ системы обучения не обязательно сделает тебя её приверженцем. Но обязательно сделает тебя смотрящим извысока на происходящее.

Все книги Кастанеды можно найти в сети.

Приведу цитатe Дона Хуана, которую кто-то воспримет как оправдание принуждения к учению: "Только дырявый горшок может пытаться стать человеком знания по своей воле. Трезвомыслящего человека нужно затягивать на путь хитростью. Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление".

На мой взгляд, речь здесь идёт не о принуждении к учению, а о различии в обучаемых. И ещё о "методе давления" в обучении. Но не методе принуждения, который доминирует в современных школах, а о методе, который "распирает" ученика изнутри, подобно диалоговому методу Сократа - автора майевтики - повивального искусства рождения знания. Диалог Сократа - это и есть та хитрость, о которой говорит Дон Хуан. Но в отличии от древнего грека у мексиканца более богатый арсенал дидактических средств.

Ещё хочу предупредить тех, кто пока не читал, но намерен прочитать книги Кастанеды. Это может быть причиной изменения вашей жизни. И не все ваши близкие будут этим довольны. Вот, например, что пишет одна женщина про своего мужа: Ledi . Я хочу семью (17 мая 2013): можно увлекаться чем угодно, но в ущерб семье… он же если не на работе, то читает… в книге, в компе, в планшете, а если он в машине, то слушает аудиокнигу … и к слову сказать, друг его уже с женой разошелся … через полгода как читать начал. А мы почти не общаемся … он читает постоянно((("

Чтобы таких проблем не происходило, рекомендую относиться к этим книгам профессионально, например, читать их для того, чтобы изучить дидактику Дона Хуана. Ну и собственное Я держать в тонусе.

P.S. Я и в Мексике решил побывать благодаря Кастанеде ...


Часть 2. Педагогика Кастанеды

Дополнение от 09.02.2018 г.

В человеческой культуре существуют мистические педагогические системы, в которых образование строится на оккультных или иных принципах этнического происхождения.

Мистика — способ миропостижения через переживания, основанный на духовном и сознательном проник-новении в суть явлений, минуя рационалистическое мыслительное обоснование

Писатель и антрополог Карлос Кастанеда описал своё обучение у индейского мага Дона Хуана. Согласно педагогике этого мага, мировосприятие ученика должно измениться настолько кардинально, что позволит ему трансформироваться в некую энергетическую субстанцию, сохранив осознание, выйти за пределы своего тела и войти в недоступную обычному человеку реальность.

Один из основных этапов воспитания по Кастанеде – это процесс стирания личности, который начинается со стирания личной истории. Такой подход совсем не соответствует общеизвестным учениям о личности и раскрывает необычный взгляд на предназначение человека.

Дон Хуан считал, что обычный человек видит мир очень узко. Чтобы развить способность к восприятию, по его мнению нужно следовать Пути воина — системе подготовки, целью которой является энергетическая трансформация индивида и достижение бесконечного осознания. Способность воспринимать энергетические поля называется видением, а необходимым условием для него является намерение.

Для восприятия энергетических сигналов внешнего мира, по дону Хуану, требуются точки сборки – места энергетического тела человека. Степень подвижности и положение точки сборки определяют разные типы внимания: повседневное; настроенное на восприятие различных миров; полное осознание.

Необходимым условием развития внимания является достижение состояния безупречности и остановки внутреннего диалога. Чтобы достичь состояния безупречности, человеку следует избавиться чувства собственной важности и жалости к себе. Инструментами человека на Пути воина являются сталкинг и искусство сновидения.

В 1970-е гг. книги Кастанеды произвели фурор и стали причиной психоделической революции в понимании человека. Они повлияли и продолжают влиять как на учёных, так и на других людей, которых заботят свои возможности и перспективы, прежде всего, духовной жизни.

«Учение дона Хуана», педагогическое по своей сути, завоевало тогда весь мир. Кастанеда сделал всеобщим достоянием неизвестные европейской науке представления мексиканских индейцев об устройстве мира и человека. И эти представления оказались совсем не примитивными, сопоставимыми, например, с даосизмом и дзен-буддизмом.

В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды: «Колесо времени», где в форме афоризмов с комментариями изложены основные моменты учения дона Хуана и «Магические пассы», в которой даны комплексы движений. Магические пассы в дальнейшем стали одним из инструментов методической системы, которую Кастанеда обозначил термином «тенсегрити». В настоящее время ученики Кастанеды продолжают начатые им самим лекции и семинары по обучению тенсегрити по всему миру, в том числе и в России.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Дидактика Кастанеды [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.09.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0924/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019