: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

    facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

25 лет дистанционному образованию в России

 
 

09.04.2014  г.

25 лет дистанционному образованию в России. Поздравляю всех причастных к этому типу обучения!

Тогда, в далёком 1989 году мы старались дружить с Америкой, делали совместный проект "Школьная электронная почта". Вот моё Удостоверение 1989 года о подготовке и работе в рамках Советско-Американского проекта "Школьная электронная почта".




Проект "Школьная электронная почта" финансировался частным фондом Питера Копена, он приезжал в Москву с женой, благодаря которой, по его словам, он и выделил деньги на этот проект. Сам же м-р Копен к образованию, по-моему, никакого отношения не имел. Со стороны СССР проект курировал Александр Уваров.

В проекте участвовало несколько школ из Москвы и Ленинграда (СССР) и нескольких городов США. На 2-недельный семинар в Москву приехали американские учителя, мы пытались вместе с ними разрабатывать совместные образовательные проекты, в которых участвовали потом наши ученики. Я разрабатывал проект "Вода", имеющий, как бы сегодня сказали, метапредметную основу. Мы общались с американскими учителями в формальной и неформальной обстановке. Например, они пригласили нас к себе в гостиницу на вечеринку. Уютный холл с цветной подсветкой, наскоро сооруженный американцами бар, упаковки с кока-колой (это был 1989 год и ничего такого у нас не было), увиденная культура была для нас в диковинку.

Т
огда я работал учителем естествознания и зав. кафедрой естествознания в экспериментальной школе №734 г.Москвы (школа А.Н. Тубельского). К слову сказать, компьютер в то время для меня был чем-то непостижимым и непонятным. Но его возможности захватывали. Особенно, первый раз, когда в я приехал в РАН и на экране монитора (по-моему, это был МАК) увидел в красочном цвете столько всего необычного - графику, рисунки, тексты. Всё это было как волшебство и чудо техники.

Для реализации проекта "Школьная электронная почта" американцы подарили в наши школы специальные устройства - люмофоны - средства для пересылки статичных изображений дистантно разговаривающих людей. Типа как факс, только с видеокамерой. Когда я в метро вёз люмофон в школу, его упаковку разглядывало пол-вагона, настолько необычно это было. Я уж не говорю об учениках, которые увидели этот прибор в школе, окружили его в моей лаборантской и мы сразу же попытались его подключить, чтобы соединиться с Америкой ...

Снова к дистанционной деятельности я вернулся в 1995 году, работая в школе, которую учредил - в Школе свободного развития (пос.Черноголовка Московской обл.). Это небольшая, но уникальная школа, в которой ученики, начиная с 1 класса обучались в интенсивном творческом режиме, например, за учебный год один ученик мог разработать и защитить перед школьным магистратом (а это - выбранные ученики и учителя) 10-15 творческих работ по самым разным предметам и проблемам. Лучшие работы публиковались нами в школьных сборниках. За опытом, кстати, к нам приезжали сотни учителей из разных городов России и не только.

В этой нашей школе ребята переписывались с зарубежными школьниками с помощью электронной почты, изучая не только язык, но и то, как и чему учатся в разных странах. В 1997 году мы выступили инициаторами проведения Международной дистанционной эвристической олимпиады, в которой приняло участие 167 школьников из России, США, Канады, Великобритании. Оказалось, что дистанционные соревнования в творчестве очень нужны многим учителям и ученикам, которые хотят не просто переписываться, а участвовать в совместных делах, учиться с помощью сети Интернет.

Одной из номинаций в первой Междунардной дистанционной олимпиаде была номинация "Феномен". Она послужила основой для проведения отдельного дистанционного проекта на эту же тему, где ребята могли обнаружить и исследовать необычные явления в природе, культуре, технике, в самом себе.

Когда в наших проектах стало принимать участие все больше и больше учащихся из разных школ и городов, стало ясно, что нужна отдельная организация, которая могла бы обеспечить образовательную деятельность с учениками и учителями этих школ на расстоянии. Родилась идея создать Центр дистанционного образования и назвать его "Эйдос", что на древнегреческом означает "идея", образ". Мне показалось, что это древнее понятие, являющееся символом идеального мира, мира идей, очень подходит для обозначения глубинного смысла виртуального мира. Я и сейчас убежден, что виртуальное пространство, в котором происходят современные телекоммуникации, есть не что иное, как форма проявления того мира идей, сферы духа, о которой говорили философы - и древние, и современные.

Теперь дистанционные эвристические олимпиады и такие проекты как "Феномен", "Мой виртуальный дом", "My Sweet Valentine" стали традиционными и проводятся Центром дистанционного образования "Эйдос" уже более 15-ти лет. К 2014 году проведено более 700 дистанционных эвристических олимпиад, в которых приняло участие 257 тыс. школьников, обучающихся более чем в 2000 школ России и др. стран.

Кроме того, нами создана распределённая научная школа, в основе которой принцип человекосообразности образования. Эта школа имеет общественный статус. Мы проводим очные и дистантные конференции, Интернет-педсоветы, семинары, курсы, издаём книги, ведём исследования и педагогический эксперимент. Организацией этих мероприятий занимается некоммерческое научно-образовательное учреждение - Институт образования человека.

Сегодня дистанционное обучение сильно изменилось в сторону технической и программной оснащённости. Чуть меньше изменений - с педагогической и психологической сторон, которые надо разрабатывать и развивать. Необходимо продолжать интеграцию информационных и образовательных технологий. Беспокойство вызывают не всегда разумные инициативы и требования чиновников. Например, введение в Закон об образовании РФ электронного обучения и дистанционных технологий сделан не лучшим образом. То, что стало законодательной нормой, не направлено на повышение качества образования учащихся, а лишь даёт повод для усиления чиновничьего произвола. К сожалению, в их руках даже прогрессивные вещи превращаются во что-то непотребное никому, кроме самих чиновников. Об этом я уже не раз писал и выступал, в том числе в Государственной Думе.  Однако, хочется быть оптимистом, и верить, что когда мы будем праздновать 50-летие ДО в России, оно действительно будет помогать образованию людей в плане их самореализации.


--

Для ссылок:

Хуторской А.В. 25 лет дистанционному образованию в России [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 09.04.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0409/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016