: ХРОНИКА БЫТИЯ

Интернет-образование - отдушина для самообразования

 
 

16.01.2014  г.

Интервью газете "Известия"

Ответы на вопросы корреспондента газеты "Известия" Екатерины Кочетовой.

1. Как Вы считаете, какое образование эффективнее - "традиционное" (когда человек учится, например, в университете) или дистанционное (когда человек сам ищет в сети Интернет интересные ему курсы или информацию и изучает их)?

Сегодня уже нет строгого разделения на традиционное и дистанционное образование. Процесс образования человека один и происходит он как очно (глаза в глаза), так и удалённо с помощью телекоммуникаций (хотя в глаза там тоже можно посмотреть с помощью Скайпа). Доля дистанционности в общем учебном процессе увеличивается, поскольку развиваются интернет-сервисы, с помощью которых можно более эффективно решать многие традиционные задачи образования - находить необходимые материалы и специалистов, общаться с единомышленниками, участвовать в тематических дискуссиях, самовыражаться в блогах и соцсетях. Гораздо важнее для современного человека - какой тип образования ему выбрать? И в очной и в дистантной формах есть два противоположных типа образования, назовём их информационным и продуктивным. Информационное образование - это когда человек насыщается чужой информацией, ищет её, перерабатывает в своих рефератах, повторяет на экзаменах. Из-за этого у многих учащихся поневоле развивается навык плагиата - использования чужого. Образование продуктивное - иное. Его главная цель - самореализация человека. Для этого обязательно нужно создавать собственную продукцию. В том числе с помощью Интернета. Если ты что-то сделал сам, то это и есть твоё образование: создание сайтов, ведение блогов, размещение в сети своих фоторабот и т.п. Любая другая информация, культурно-исторические достижения - используются не для усвоения и запоминания, а для собственного созидания. Образование становится в буквальном смысле образовЫВанием. Такое образование невозможно передать, оно может только произойти. Это и есть наиболее эффективное образование.

2. Как Вы считаете, в России достаточно качественных образовательных Интернет-ресурсов, или нет? Какие из них Вы можете выделить и почему?

Общий уровень и количество образовательных Интернет-ресурсов за последние несколько лет существенно выросли. В этих ресурсах я бы выделил две составляющих - информационную и деятельностную. Информационная пока преобладает и по качеству и по количеству. Для организации продуктивной деятельности учащихся ещё недостаточно доступных интернет-средств и телекоммуникационных возможностей. Есть, например, системы проведения вебинаров. Целостных и доступных систем дистанционного обучения почти нет. То что есть, подчас неудобно и примитивно с педагогической точки зрения. Важно понять, что сам Интернет, компьютерные и телекоммуникативные технологии никого не обучают. Обучают люди - с помощью ПЕДАГОГИЧЕСКИХ технологий. В этом отношении приведу пример Центра дистанционного образования "Эйдос" (eidos.ru), который работает уже 15 лет. За это время удалось разработать и реализовать много удачных новшеств: дистанционные оргдеятельностные курсы, профессиональные конкурсы, дистанционные конференции, интернет-педсоветы. Например, самой массовой инновацией являются дистанционные эвристические олимпиады, в которых приняло участие более 250 тысяч учащихся с 1 по 11 классы.

3. Если сможете, охарактеризуйте, пожалуйста, общую тенденцию в отношении Интернет-образования (когда начали появляться образовательные интернет-ресурсы, когда они начали завоевывать популярность, насколько серьезный уровень образования они предлагают, как (на Ваш взгляд) изменится ситуация в ближайшие 5-10 лет)

Я занимаюсь проектированием и организацией дистанционного образования 25 лет. Начинал в 1989 году с участия в Советско-американском проекте "Школьная электронная почта", с которого в России, по сути, началось дистанционное образование. Сначала в школах, затем - в вузах. Тенденция такова, что доля дистанционного образования постепенно и неуклонно растёт. Не так быстро, как хотелось бы. Основных препятствий два. Первое - природная особенность людей, среди которых значительная часть технофобов - испытывающих страх или неприязнь к компьютерным технологиям и интернету в целом. Если, например, технофобом является ответственный чиновник, то он будет тормозить любые инновации по отношению к дистанционному образованию, даже неосознанно. Вторая причина - бездарная государственная политика в области дистанционного образования. Например, в новом законе "Об образовании" его составители вместо понятного всем дистанционного обучения ввели термин "электронное обучение", видимо, в угоду западному E-learning. При чём здесь электроны? Это не педагогическое, а физическое понятие. С таким же успехом образование можно назвать кирпичным, поскольку многие школьные здания сделаны из кирпича. Но дело даже не в понятиях. Наше образование сегодня не ориентировано на потребности и самореализацию человека. Многие научно необоснованные инновации типа ЕГЭ внедряются административным путём и вытесняют действительно ценные и человеко-ориентированнные подходы. В ближайшие 5-10 лет ситуация в этом направлении, на мой взгляд, будет меняться в сторону углубления противоречия между реальными потребностями учащихся и отсутствием возможности их самореализации в неуклюжей традиционной системе образования. В этом смысле интернет, дистанционные формы занятий - отдушина для инициативного самообразования человека. При наличии школ, центров, институтов, применяющих телекоммуникации, дистанционные технологии обучения могут стать прорывным инновационным механизмом развития не только определённого количества людей, но и всего человечества.

Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека, www.иоч.рф.

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Интернет-образование - отдушина для самообразования. Интервью газете "Известия" [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 16.01.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0116/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023