: ХРОНИКА БЫТИЯ

Учёные учёным рознь

 
 

26.05.2013 г.

Экспертиза отчёта Института теории и истории педагогики РАО

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Отделение философии образования и теоретической педагогики

ЭКСПЕРТИЗА ОТЧЁТА НИР
Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования на тему «Основные результаты выполнения фундаментальных и прикладных исследований»

Эксперт:
Хуторской Андрей Викторович, д.п.н., член-корреспондент РАО,
член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики

Представленный для экспертизы отчёт имеет объём 56 страниц и содержит описание результатов по 3-м проектам, содержащих несколько тем. Приведём результаты экспертизы отчёта по выполняемым темам.

Направление 1. Перспективы развития педагогической науки и образования в современном обществе
ПРОЕКТ 1.1. Теоретико-методологические основы развития дидактики и теории воспитания.

Тема «Структура и категориально-понятийный состав педагогических теорий обучения и воспитания» (М.А. Лукацкий)

Актуальным следует признать постановку следующих проблем исследований по данной теме:
1. Изменения научных представлений о природе, сущности, структуре педагогической теории, которые произошли в контексте исторического развития педагогики.
2. Вопрос о том, как в педагогическом исследовании следует учитывать данные о бытии человека, полученные такими науками, как нейрофизиология, нейропсихология, психология, биология, история и другие.
В то же время, в отчёте сложно распознать результаты решения указанных проблем.

Тема «Теоретические подходы и прикладные модели формирования функциональной грамотности обучающегося человека» (В.А.Ермоленко, В.И. Невская).
Среди значимых полученных результатов можно отметить определение этапов развития понятия «функциональная грамотность» с конца 1960-х гг. до нынешнего времени.
Показано на основе обобщения результатов проекта «Чтение, которое нас объединяет», что в круге чтения современного читателя функциональное чтение представлено слабо.
Связь остальной части отчёта с данной темой НИР осталась для нас непонятна.

Тема «Научные основы развития теории и практики воспитания школьников и студентов, отвечающего вызовам нового времени» (Н.Л.Селиванова).

Теоретически значимыми результатами по данной теме являются:
- систематизация по типам существующих моделей воспитания;
- общие критерии выявления типичных моделей внешкольного воспитания;
- возможные модели воспитания студентов вузов (сами модели в отчёте не указаны);
- сравнительная педагогическая характеристика нормативных моделей воспитания в различных типах и видах образовательных учреждений – в зарубежном образовании;
- признаки, которые характеризуют модель имитационного «воспитания».
Результаты экспериментальных исследований по данной теме представлены в назывном (закрытом) виде, что не позволяет оценить их практическую или теоретическую значимость.

Тема «Теоретико-методологические основы развития дидактики» (И.М. Осмоловская).

Излишне общая формулировка данной темы НИР затрудняет получение результатов, претендующих на полноту. Между тем, согласно отчёту, исследователям удалось зафиксировать ряд методологически значимых результатов:
- определить место дидактики в классификации современного научного знания как науки гуманитарной и нормативной;
- дать определение дидактического знания с позиций философии и психологии как результата выполнения диалогических детерминант (анализа, синтеза, обобщения, рефлексии) в отношении изучаемого объекта в его методологической/нормативной функции применительно к частным методикам;
- с позиций науковедческого подхода провести систематизацию дидактического знания в контексте типов научной рациональности, конкретизированы и дифференцированы фундаментальные понятия "закон/закономерность" и "принцип";
- определить соотношение между дидактической системой и дидактической моделью;
- обобщить и выделить научные направления развития современной дидактики (аксиологическое, гуманитарное/человековедческое, когнитивное, прикладное).
Тенденции развития дидактики рассмотрены на примере школьного художественного образования.
Актуальна для последующего решения выявленная проблема: что в многочисленных работах по данной тематике не дается ответа на вопрос: что такое общее образование?

Тема «Методологические основы организации образовательного пространства государства: гражданско-идентификационный, социокультурный и геополитический аспекты» (С.В.Иванова).

Актуальная и глобальная тема представлена в отчёте собственно научным текстом (как в статье или монографии). Текст важный и нужный, но не для формы отчёта. Пожелание - структурировать отчёт соответствующим его формату образом.

Тема «Теоретико-методологический анализ стратегии модернизации российского образования ХХ века» (М.В. Богуславский).

Методологической основой исследования явились два основных подхода: теория политической модернизации и концепция стратегического управления. На наш взгляд, необходимо обоснование выбора именно этих двух подходов. Например, феномен учителей-новаторов 1980-х гг не укладывается в двух указанных рамках.
Значимыми результатами исследования по данной теме НИР являются:
- типологизация различных моделей и типов политики модернизации образования;
- модели и типы государственной образовательной политики.

Тема «Научно-методическое обеспечение педагогических измерений в образовательных учреждениях» (Н.Н. Найденова).

Результаты исследования по данной теме отсутствуют. Отчёт содержит, по сути, одну неочевидную декларацию: ПИРЛС, ТИМСС и ПИЗА являются мировым образцом, флагманом развития теории педагогических измерений.

Тема «Когнитивная лингвистика как теоретическое основание современных концепций обучения иностранным языкам» (М.А. Лукацкий, Ю.Г. Куровская).

На наш взгляд, эта тема относится к деятельности другого Института РАО – Института содержания и методов обучения.
Весьма странно для педагогического исследования изучение только одной стороны обучения иностранным языкам – преподавания. Без связки с учением результаты исследования будут однобокими.
Представленный по данной теме текст не соответствует формату отчёта.

Тема «Методология историко-компаративистского анализа учебной литературы для начальной школы эпохи Рационализма и Просвещения» (В.Г. Безрогов, Т.С. Маркарова).

Исходя из отчёта, авторский коллектив адекватно понимает свои задачи и осуществляет исследование сообразно начальному уровню работы по данной теме. Текст отчёта носит рефлексивный характер.
Анализ учебной литературы в историческом контексте позволит определить не только её функции в обеспечении образования в прошлом, но и необходимые доминанты учебной литературы в информационном будущем.

Тема «Всемирное историко-педагогическое наследие и его роль в формировании парадигмы современного российского образования» (К.И. Салимова, А.В. Овчинников А.В.).

Тема актуальна для истории педагогики. Представлены задачи исследований, сформулированы критерии отбора исторических документов.
Однако, за полгода можно было бы уже и приступить к решению, а не только к постановке исследовательских задач.

Тема «Теоретико-методологические основания современных зарубежных теорий обучения и воспитания» (И.А. Тагунова).

На наш взгляд, неверно поставлена начальная задача исследования – проанализировать современное состояние зарубежных научно-педагогических исследований в области теорий обучения и воспитания. Для чего необходим этот анализ? Это нужно явно определить.
Зарубежные теории фактически сведены к американским, приведено 20 признаков американских теорий. Почему только американских? Существует немало других зарубежных типов и теорий обучения, достойных исследования.

ПРОЕКТ 1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Тема «Философия образования как методологическая основа прогнозирования непрерывного развития системы отечественного образования» (Я.С. Турбовской).

В отчёте указано, что исследование было направлено на разработку исходных методологических требований к раскрытию предметной области педагогического прогнозирования.
Содержание фактически полученных в отчетный период научных результатов не раскрыто. Формулировки результатов приведены в назывном порядке без конкретизации того, что за ними стоит.

Тема «Прогнозирование развития социального пространства системы непрерывного образования» (А.М. Новиков, А.К. Орешкина).

Данная тема фактически дублирует предыдущую. Рекомендуется их объединить.
В качестве результата исследований указано изучение понятия образовательного пространства, тенденций развития образовательного пространства.
Исследование включает результаты, полученные в ряде образовательных учреждений.
Непонятно, к каким итоговым результатам адресовано внимание учёных по данной теме НИР.

Тема «Прогнозирование преемственности организационной культуры деятельности проектно-технологического типа в условиях развития социального пространства непрерывного образования» (А.М. Новиков, А.К. Орешкина).

Данная тема фактически дублирует две предыдущих. Рекомендуется их объединить.
Выделены группы педагогических функций педагогических исследований.
Выделены 4 типа организационной культуры деятельности: традиционная, корпоративно-ремесленная, профессиональная, проектно-технологическая. Однако, непонятно, является ли данный результат новым или уже имеющимся ранее. Судя по ссылке (2007 год) перечисленные результаты были получены ранее.

Тема «Социально-экономические, культурологические и педагогические основы развития непрерывного образования в зарубежных странах в условиях формирования конкурентоспособной экономики и единого мирового образовательного пространства» (А.К. Савина).

Данную тему рекомендуется объединить с аналогичной: «Теоретико-методологические основания современных зарубежных теорий обучения и воспитания» (И.А. Тагунова).

Тема «Развитие теоретических основ прогнозирования системы непрерывного образования» (Т.Ю. Ломакина).

Данная тема дублирует 3 аналогичные темы. Рекомендуется их объединение.
Текст носит характер статьи, а не отчёта о результатах исследования. Формулировки не позволяют понять их содержание. Например, сказано, что «уточнено понятие «педагогическая прогностика», выделены и содержательно раскрыты ее общие и частные принципы», само же уточнённое понятие и принципы не приведены.

«Педагогическая концепция непрерывного экономического образования» (Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева).

Сформулированы базовые понятия по теме.
Опытно-экспериментальная работа предполагается в ряде образовательных учреждений, но пока такой работы, видимо, не велось.

«Теоретические основания единого понятийного поля профессионально-технического образования и подготовки кадров в странах СНГ» (Т.Ю. Ломакина)

Значимым результатом по данной теме является начало работы по обновлению трехтомной Энциклопедии профессионального образования (1998).

Тема «Социализация и аккультурация иммигрантской молодёжи в современном европейском образовательном пространстве» (Б.Л. Вульфсон).

Задача исследования актуальна – охарактеризовать политику европейских государств в области социокультурной интеграции детей иммигрантов. Исследование базируется на анализе и интерпретации новейших источников - педагогической документации, материалов международных организаций и педагогических форумов. Важным источником является общественно-политическая периодика, где освещаются такие острые вопросы, которые обычно не затрагиваются в собственно педагогической литературе.

Тема «Сравнительно-педагогические исследования теоретических оснований концепций непрерывного образования и занятости молодежи в России и зарубежных странах (США, Великобритания, Германия)» (М.П. Пальянов, С.В. Иванова).

Тема актуальна. Однако текст носит характер и стиль статьи, но не отчёта о результатах исследования.
Практическую значимость имеют подписанные соглашения с отечественными и зарубежными партнерами по организации стажировок.

Направление 4. Информатизация образования, интеллектуального развития и социализации современного человека
ПРОЕКТ 4.1. Философско-методологические, медико-психологические, социально-педагогические основания создания и развития информационно-образовательного пространства
Тема «Теоретико-методические основы развития процесса обучения в информационно-образовательной среде» (И.М. Осмоловская, С.В. Иванова).
Среди актуальных аспектов исследований по данной теме отсутствует рассмотрение телекоммуникационной составляющей обучения в информационно-образовательной среде. В основном внимание уделяется использованию информации в традиционном очном обучении.
Определена специфика процесса обучения в информационно-образовательной среде. В то же время, нет доказательности полноты отмеченных специфик.
Считаю неверной установку по данной теме «Экспериментальные исследования не предусмотрены». Данная тема, на наш взгляд, не может рассматриваться вне педагогического эксперимента. К тому же в отчёте говорится о посещении уроков, что и выступает частью эксперимента.

Выводы.

1. Разноуровневость отчётов по разным темам НИР показывает отсутствие организующей роли в координации исследований Института. Хорошие исследования и соответствующие отчёты соседствуют с весьма посредственными. Это означает, что необходима фиксация и тиражирование образцов научной культуры среди различных структурных подразделений Института. Чтобы руководители всех тем НИР имели представление о качестве исследований и отчётов.

2. Во многих темах тексты представляют отрывки из научных статей, т.е. не соответствуют формату отчёта. Необходимо провести соответствующую работу среди руководителей тем НИР по алгоритмизации их деятельности, в том числе отчётной.

3. Необходимо объединение дублирующих тем (прогностика, зарубежный опыт).

26.05.2013 г.

Эксперт:
Хуторской А.В., д.п.н., член-корреспондент РАО, член Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Учёные учёным рознь [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 27.05.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/0527/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016