Образовательный смысл искусства
31.01.2013 г.
Прыжки через пропасть между школой и жизнью
Искусство в школе – предмет сегодня не самый популярный. Музыка, живопись,
театр, кино, балет, цирк, скульптура, архитектура, фото, видеоискусство и др.,
всё это выведено за рамки так называемых «основных» предметов. В результате мы
получаем безнравственных, лишенных духовных основ выпускников, которые сдают
никому не нужные по жизни тесты ЕГЭ. Многие из них идут потом учиться «на
чиновников»…
![](../../2011/1018/KhutorskoyRu_0755.jpg)
Между тем, именно искусство содержит метапредметные основания образования.
Искусство направляет мысли и чувства человека вглубь созданных образов. В итоге
ученик учится смотреть и видеть то, что находится «за» его непосредственным
восприятием.
Именно такое смотрение, слушание, вчувствование и «вмысливание» способно
обеспечивать ученику метапредметные образовательные результаты. Это не те
метапредметные результаты, которые в нынешней версии стандартов ошибочно
отождествлены с общеучебными. Общеучебные деятельности (целеполагание,
планирование, самооценка и т.п.) и их результаты пригодны для всех предметов и
не зависят от них. А метапредметные ВСЕГДА зависят от предметов, они находятся
ЗА предметами, в их корневой основе.
Иногда два и более предметов способны обеспечить ученику не только понимание их
горизонтальных связей, но, что более важно, постигать их общие метапредметные
основы.
В качестве примера приведу выставку, которую я посетил на прошлой неделе в
Выставочном комплексе «Манеж» (Москва). Мой фоторепортаж об этой выставке -
http://khutorskoy.ru/be/2013/0124/index.htm
Выставка называлась «Земное эхо космических бурь» по мотивам работ русского
учёного-космиста А.Л. Чижевского. Выставка представляет собой световую
инсталляцию, которую специально для просторного зала Манежа сделал шотландский
художник Чарльз Сэндисон. С помощью проекторов и компьютеров он изобразил
движущиеся тексты из космобиологической научной работы Чижевского.
Метасмыслы такого соединения искусства и наук каждый посетитель отыскивает сам.
Можно сказать, что выставка предлагает тебе множество открытых эвристических
заданий. Причём форма их представления не традиционная. Ты сам и формулируешь
эти задания, и сам их выполняешь! Это же мечта творческого гуманистически
ориентированного педагога: создать среду, которая будет обеспечивать
образование, задавая виды деятельности каждому, кто в неё погружается.
Другой недавний пример, который выводит на метапредметные основания нескольких
видов искусств. Это шоу канадского цирка Дю Солей по мотивам произведений Майкла
Джексона. Цирк проводит мировой тур, я побывал на его представлении в Москве.
Фоторепортаж в моей хронике бытия -
http://khutorskoy.ru/be/2013/0126/index.htm
Во-первых, мне всегда было непонятно, почему школа не учит детей воспринимать
музыку? Не только классическую, но и другие жанры – рок, поп, этно и т.п. Почему
всё это отдано на откуп другим «структурам»? Получается, что школа не только не
обеспечивает образования во всей его полноте, но и стыдливо уклоняется от своей
миссии, видя беспомощность перед другими сферами и средствами художественного
образования. В результате жизнь оказывается отделена от школы, а между учителями
жизни и школьными учителями глубокая пропасть, через которую ученики
периодически перепрыгивают, всё чаще задерживаясь на половине жизни.
Во-вторых, о метапредметности шоу Дю Солей. Уже сам М.Джексон работал на стыке
нескольких жанров: танца, музыки, песни, визуализации. Всё это скреплялось его
харизмой, профессионализмом, энергетикой. Цирк Дю Солей показал, как можно
творчески изобразить творчество. Они поставили полностью своё шоу, в котором был
не просто «реферат» с цитатами из Джексона, а цельные законченные произведения.
Кроме акробатики и многих других номеров в шоу использовались методы психологии,
и я бы сказал, философии. Потому что артисты пытались дать зрителям возможность
проникнуть во внутренний мир Джексона и базовые основы окружающего его мира.
В 2009 году я написал заметки, посвящённые Майклу Джексону: «Лунная походка.
Хочешь стать лучше, изучай гениев» -
http://khutorskoy.ru/be/2009/0723/index.htm
При разном отношении к М.Джексону, невозможно отрицать масштаба его влияния на
мир и на людей. Формой такого влияния безусловно является искусство.
Кстати, о том, что будущая школа включит в основы образования искусство и
духовность, писал в своей «Розе мира» Даниил Андреев. Главной задачей такой
школы он считал воспитание человека облагороженного образа.
У меня сохранилась книга Даниила Андреева «Роза мира», подписанная его вдовой.
Считаю эту книгу главной книгой 20-го века в сфере образования человека. Именно
потому, что она раскрывает метапредметные смыслы и основную миссию образования.
31.01.2013 г.
А.В.Хуторской
--
Для ссылок:
Хуторской А.В.
Образовательный смысл искусства. [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 31.01.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/0131/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
|
- Неосновные предметы?
- Метапредметные результаты
- Цирк Дю Солей
- Роза мира. Даниил Андреев
|