: ХРОНИКА БЫТИЯ

Момент истины в политике и образовании

 
 

01.08.2011 г.

На интервью у Андрея Караулова в программе "Момент истины"

По приглашению Андрея Караулова принял сегодня участие в съёмке выпусков его программы "Момент истины". Запись состоялась в пос. Новоглаголево, где у журналиста не только дом, но и студия. Выход выпусков в эфир планируется 15 и 22 августа на 5-м телеканале, начало в 22-30.

Предварительно приглашение было на интервью для передачи, посвященной проблемам современной молодёжи, школы. Когда приехал, оказалось, что тема не только про образование, но и политику. А именно - распад Советского Союза, получение зарубежных взяток Михаилом Горбачёвым и т.п.  Предварительно мне показали записи материалов и интервью Шаймиева, Язова, Крючкова и др.

- Но я не политик. Я педагог, учёный.
- Ну и что, вы же гражданин.

Конечно, гражданин. Поэтому высказать свои соображения про верхний беспредел пришлось. Андрей Караулов спрашивал меня об отношении к нелицеприятным фактам - взяточничеству М.Горбачёва, продаже нашей атомной ракеты, путчу. Как я отношусь и что думаю о таких руководителях, которые так нехорошо поступали.

- Как бы вы одним словом всё это назвали?
- История - такой был мой ответ. Наверное, не очень совпадающий с предыдущими интевьюированными.

Странно, но многие люди, в том числе и журналисты думают, что историю делают люди. Что от них зависит распад империй, установленные порядки и т.п. Я считаю, что не всё определяется только лишь людьми. На нас влияет многое - природа,  культурные метапроцессы, общечеловеческие течения, духовные миры и многое другое. Даже сосны, среди которых снималась эта передача, и те влияют на нашу с вами историю. Поэтому искать причины происходящего только в главных "фигурантах" событий, я бы не стал. Если Советскому Союзу суждено было развалиться, то это случилось не из-за действий Горбачева, а лишь при его участии.

И не нужно быть в иллюзии, что "всё могут короли", что это они управляют странами и процессами. Даже с помощью ракет они могут только то, что им предназначено. Иисус Христос не имел никаких ракет, а уже две тысячи лет управляет миллионами людей. Тому же Понтию Пилату в ответ на то, что он имеет власть распять и власть отпустить его, Иисус ответил "Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше".

Следующий момент - почему не все правители и не всегда порядочны, справедливы и достойны. Причины поступков власть имущих, на мой взгляд, не в экономике или политике. Они - в их образовании. В том, кто, чему и как их учил и воспитывал на каких ценностях и идеалах.

Например, известно, что учителем Александра Македонского был Аристотель. Вопрос: а кто был учителями прошлых и нынешних руководителей страны? Как и чему их учили, какое воспитание происходило, на каких ценностях?

Исторически воспитанию высших лиц всегда уделялось особое внимание. Во многих странах, в той же Великобритании, и сегодня специально готовят элиту. У нас же, к сожалению, эта задача ещё даже не осознаётся на уровне государственной проблемы.

Второй сюжет телепередачи касался школы. За организованное убийство школьника некто получил от суда весьма мягкое наказание - трудовые работы на 15 суток. Пафос уже отснятого обсуждения - разве может быть такое лёгкое наказание за столь серьёзное преступление? Действительно, присудить мести несколько дней метлой за лишение человека жизни, это как-то не укладывается в понимании суда, даже очень гуманного. Но я не юрист. И считаю, что в этой истории главное найти не тех, кто виноват, а причину.

Причина, на мой взгляд, не в недостатках судебной системы, а в том, что сама школа сегодня - это тюрьма.

Действующая государственная школа лишает детей свободы. Но не свободы перемещения в пространстве, а свободы творчества, свободы постановки собственных целей, свободы реализации своей миссии.

Пресловутый единый государственный экзамен сегодня - это не атрибут образования, а инструмент вертикали в образовании. И даже массовые нарушения с ЕГЭ приводят к тому, что вместо его отмены, предлагаются тюремные методы: штрафы в 200 тыс. рублей за утечку информации, наказание студентов, которые сдают ЕГЭ за школьников. Гособрнадзор занимается слежкой за интернет-группами, созданными для списывания ответов ЕГЭ, занимается ловлей нарушителей. В школы уже направляют полицейских. Сами учителя тоже становятся как надзиратели, жандармы. Даже в туалет во время ЕГЭ ученика выводят под конвоем. Чем не тюрьма?

Порядки в школе мало связаны с действительными потребностями детей. Школьникам приходится изучать учебные предметы чтобы их "сдать", а не для того, чтобы жить и работать. Отчуждение происходящего в школах образования от жизни школьников - вот одна из причин их негативной ответной реакции. Нередки не только драки среди школьников, но и стычки между учителями и учениками. Это следствие системы образования, которую не заботят личностные устремления и потенциал учеников. Сегодняшнее гособразование не человекосообразно.

- Как же вы так можете говорить про школу, ведь вы сами педагог? - воскликнул Андрей Караулов.

- Потому и могу говорить, что 17 лет проработал в школе, знаю систему гособразования. Поэтому много лет как ушёл из неё и работаю в негосударственной системе, пытаюсь реализовать именно то образование, которое сообразно человеку.

И последнее, о самой истине, моментам которой посвящена программа Андрея Караулова. Истина бывает не только чёрная, но и белая. Сегодняшнее телевидение, к сожалению, больше сориентировано на "чёрнуху". Но было бы весьма уместно тёмные моменты истины хотя бы иногда чередовать со светлыми. Это и был бы вклад и в политику и в образование.

 

А.В.Хуторской

 

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Момент истины в политике и образовании. На интервью у Андрея Караулова [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 01.08.2011 г. – http://khutorskoy.ru/be/2011/0801/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016