: ХРОНИКА БЫТИЯ

Может ли обучение на уроке быть человекосообразным?

 
 

12.12.2009 г.

Дискуссия на форуме Научной школы.

Дискуссия посвящена обсуждению основных позиций выступления А.В.Хуторского на выездном семинаре "Педагогический эксперимент на уроке" (Алтай, г. Белокуриха, 7 июля 2008 г.).

Прослушать аудиозапись можно здесь (16,6 Мб, 69 мин): http://khutorskoy.ru/discus/audio/Khutorskoy.Ru_20080707_Chelovekosoobr.WMA 

См. также другие аудиозаписи: http://khutorskoy.ru/discus/audio/index.htm

Прочитать о семинаре на Алтае, посмотреть фото: http://eidos.ru/conf/seminars/altai/index.htm

--

Мошкевич Е.В.: Насколько живая речь лучше печатного текста... Всегда считала, что одна из главных целей обучения - научить ребенка думать. Сейчас 11-классник не может сформулировать понятия, которые он использует в обычной жизни, он ими пользуется, а объяснить не может. Главная цель учеников, учителей , родителей - "натаскать" ученика к ЕГЭ. Это проще, чем добиться такого знания и понимания материала, чтобы он мог решить любое задание. Наверное нельзя изменить ситуацию силами одного человека в одной, отдельно взятой школе, даже с дистанционными консультациями, олимпиадами и т.п.

Бондаренко Ю.А.: О многом придется еще подумать. Очень непросто отойти от привычных стереотипов. Педагогический эксперимент стартовал. Чем он закончится, как повлияет на дальнейшую работу всех педагогов. Всех тех, кому небезразлично будущее образования. Насколько серьезное влияние может оказать эвристическое обучение. Как результативнее организовать научно-исследовательскую деятельность. Эти и другие вопросы безусловно нуждаются не только в обсуждении, но и в разработке.

Васильева ОС: Уважаемый Андрей Викторович! Прослушала Ваше выступление с ручкой в руках, все под запись, очень интересно! НО возникает вопрос, ведь Вы уже не первый год занимаетесь это работой, не первый год существует Научная школа, почему же учителя так и не научились вот так работать, раз это продуктивно, даже мотивация не нужна, ведь учителя всегда страдают именно от этого. По Вашим словам все ученики имеют свой потенциал, а учителя любят делить детей на успевающих и неуспевающих, а если использовать Ваши технологии можно об этом забыть! Я как молодой педагог всегда ищу что-то новое, люблю работать нестандартно, люблю работать с учеником, а не своими знаниями! Учителя пишут как это превосходно, надо подумать, но никто не пишет ВОТ ТАК Я БУДУ работать, или я работаю именно так!? Я люблю на уроке давать задания творческие, но дети всегда сопротивляются им, но я стараюсь. Дети настолько привыкли просто воспроизводить то, что написал учитель на доске, с этим трудно справиться!?

А.В.Хуторской:

Васильева ОС пишет: почему же учителя так и не научились вот так работать, раз это продуктивно, даже мотивация не нужна, ведь учителя всегда страдают именно от этого.

Это проблема педагогической инноватики. Для того, чтобы система изменилась, необходимо а) новшество, б) его освоение, внедрение. Даже замечательные со всех сторон новшества сами не внедряются, для этого необходимы определённые технологии, средства, люди.

Васильева ОС пишет: Учителя пишут как это превосходно, надо подумать, но никто не пишет ВОТ ТАК Я БУДУ работать, или я работаю именно так!?

Это тоже составная часть инноватики - человеческий потенциал, типология людей по отношению к инновациям, она, кстати, известна, кого и сколько бывает в педколлективе, сколько % инноваторов, сколько консерваторов, и др. Поэтому надо отдавать себе отчёт, на каком именно этапе вы или другие сейчас находятся и действовать сообразно этому этапу.

Сербина Е.А.: Уважаемый Андрей Викторович! С удовольствием прослушала Ваше выступление, делая для себя пометки. Чтобы участвовать в данном эксперименте, учитель должен измениться сам, изменить своё отношение к предмету, самосовершенствоваться. Если учитель сам умеет продуцировать. то научит этому детей. К сожалению, небольшой процент учителей применяют новые технологии в обучении, а работают по старинке. На своих уроках учу детей самостоятельно формулировать цели урока. Никогда не ставлю их в начале урока, мы к ней приходим вместе, делая маленькие открытия. Учу детей рассуждать, придумывать загадки, решать нестандартные задачки и самим их составлять. Некоторые задачи, составленные детьми, мы решаем вместе. Но нужно ещё многому учиться, например, как правильно организовать исследовательскую деятельность в младших классах и т.д.

А.В.Хуторской:

Сербина Е.А. пишет: На своих уроках учу детей самостоятельно формулировать цели урока. Никогда не ставлю их в начале урока, мы к ней приходим вместе, делая маленькие открытия.

Я бы не делал столь категорично ("никогда не ставлю цели в начале урока"). Если постановка учениками целей - задача учителя, то да, можно и нужно учить их это делать. Но иногда, и достаточно часто, цели могут быть действительно явно и сразу поставлены учителем в самом начале. Например, если у него другая задача - обсудить и решить учебную проблему по предмету. Целями в данном случае учитель не занимается, а занимается методами решения проблем. Всему своё место и время на уроках.

zhuk: Уважаемый Андрей Викторович! Несколько раз пыталась дослушать ваше выступление до конца, но пока не получается. Но все же мне, кажется я уловила суть, действительно надо начинать с педагога. если в коллективе один - два, которые хотят работать по-другому, своими нестандартными методами, то их начинают попрекать, зачем вам это нужно, главное выдать программу, сдать экзамены и т.д. Про себя я могу сказать: "Я работаю именно так!" я никогда не задумывалась, инновация это, новая методика, технология ил что- то другое. Для меня главное ученик со своими проблемами, желаниями, внутренним состоянием. Раз он пришел ко мне на урок, значит ему от меня что- то надо: получить новые знания, обсудить проблему, пообщаться, найти ответ на возникший вопрос. И я пытаюсь ему дать именно то, что он хочет. Мои уроки часто отличаются от традиционных: мы что-то конструируем, создаем, спорим, слушаем, иногда даже создается шум. Для меня - это творческий шум, а администрация раньше постоянно делала замечания, потом перестали. Сейчас я преподаю в профессиональном лицее. На первом курсе учащиеся смотрят на меня удивленно, иногда пустыми глазами, спрашивая: "Зачем вам это надо, нам нет!" Но я нахожу ниточку к каждому учащемуся, и уже через 4 месяца их не узнать. Иногда, когда идешь по коридору и слышишь: "У нас что, физика. Ура!". Для меня эти слова говорят все. конечно, еще много проблем, бывают учащиеся, к которым практически не подобраться, но я пытаюсь. главное своими методами я заразила и молодежь в своем лицее, показывая им, что учащейся - это человек, которому надо сейчас и здесь, а что понадобится в будущем, он решит сам и возможно попросит помощи. Не знаю, может быть в этом и есть мое человекосообразное обучение на уроке.

А.В.Хуторской:

zhuk пишет: я никогда не задумывалась, инновация это, новая методика, технология ил что- то другое.

Это означает отсутствие в вашей деятельности рефлексивного компонента. Если вы не осознаёте того, что делаете, вы будете находиться в иллюзии, например в такой: "Я работаю именно так!" Учителя от учителя-исследователя отличает именно способность осознавать виды и способы деятельности, в которых он участвует или которые организует. Тогда есть шанс, что процессы будут выстраиваться сообразно целям, а не только ощущениям.

zhuk: Большое спасибо Андрей Викторович! Я еще раз прочитала свое высказывание. Мной допущена неточность, так как наверное все-таки не научилась правильно высказывать мысли на бумаге. Уточняю, я раньше не задумывалась о понятии инновация. Анализируя свою деятельность за последние годы, обозначила для себя следующие вопросы: что я делаю?, как я делаю?, для чего я это делаю?. в настоящее время я пытаюсь свои цели и задачи в систему, хотя они иногда вызывают ситуацию непонимания со стороны администрации. Лично для меня произошли полные изменения в отношениях "учитель - ученик". Для себя выделила следующие этапы деятельности: появилась потребность в изменениях существующей ситуации; начала сбор информации и на основе собранного материала мне необходимо проанализировать ситуацию, имея для себя четкую цель (развитие личности и удовлетворение его внутренних потребностей) открыть новые направления деятельности, получить новое качество результатов деятельности. Характер моей деятельности скорее всего стихийный, но участие в данном конкурсе сподвигло меня на организацию условий и пространства свой деятельности, четкого проектирования. Я осознала, что именно сейчас мне это надо. Я не учитель-исследователь, но хочу им стать, это моя внутренняя мотивация. Я надеюсь, что еще раз осмыслив все мной прочитанное за это время, пересмотрев свои взгляды на вопросы форума, я приведу свою деятельность в порядок и смогу помочь своим ученикам осознать значимость своего "Я".

А.В.Хуторской:

zhuk пишет: Я не учитель-исследователь, но хочу им стать, это моя внутренняя мотивация.

Это достойная мотивация. Но чтобы её реализовывать, нужно понять, что исследования - это не употребление наукоподобных терминов, а внимательное отношение к сути происходящих в ученике процессов, диагностика ученического потенциала на основе анализа его деятельности, совместная с ним постановка задач на развитие лучшего, к чему он способен, фиксация "срезов" по выделенным направлениям, корректировка и переопределение задач, изложение хода исследования в форме статей, участие в конференциях, самообразование на семинарах и т.д.

Tatarnikova_O_A: Уважаемый Андрей Викторович! Во время прослушания Вашего доклада, у меня возникли некоторые вопросы: Например, Вы говорите о девочке, которая предложила шедевр (по вашему мнению), на вопрос "Движение - это...", она ответила "Движение - это продолжение начатого." Как с этой позиции понимать движение фотона, для которого координата времени в его системе отсчета не существует? Для него рождение и исчезновения - это один и тот же момент времени, хотя он может пролететь астрономическое расстояние. "Продолжение" - это процесс во времени. Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский). С уважением Олеся Александровна!

А.В.Хуторской:

Tatarnikova_O_A пишет: "Продолжение" - это процесс во времени.

Вы предлагаете обсуждение в рамках учебного предмета. Возможно, в этом есть смысл, но не на педагогическом форуме, а на самом уроке вместе с учениками. Здесь же важнее другое - исходные установки методики эвристического обучения, технология педэксперимента и т.п.

Tatarnikova_O_A:

А.В.Хуторской пишет: Вы предлагаете обсуждение в рамках учебного предмета. Возможно, в этом есть смысл, но не на педагогическом форуме, а на самом уроке вместе с учениками.

Спасибо за рекомендацию. Уважаемый Андрей Викторович, в выступлении Вы говорите, что в годы перестройки было довольно много сторонников человекоосообразного обучения, но в основном все они уходили из образования. Как, по вашему мнению, возможно повсеместное внедрение данного типа обучения? Каковы причины того, что в большинстве школ преобладает, так называемое, личностно-ориентированное обучение? А может рано для школьника выявлять смысл и миссию человека? Так как в процессе обучения он формирует свое мировоззрение, и отношение к миссии меняется и сама миссия меняется.

valya: Уважаемые коллеги, я уверена в том, что один человек не может, да и не должен заниматься эвристическим образованием. Но, ведь в большинстве школ, на одних уроках педагоги дают своим ученикам творческие задания и радуются нестандартным решениям своих подопечных, а на других уроках (и их намного больше) требуется только повторение изученного. Что делать? Это вопрос ко всем педагогам.¬

А.В.Хуторской:

valya пишет: Уважаемые коллеги, я уверена в том, что один человек не может, да и не должен заниматься эвристическим образованием. Но, ведь в большинстве школ, на одних уроках педагоги дают своим ученикам творческие задания и радуются нестандартным решениям своих подопечных, а на других уроках ( и их намного больше) требуется только повторение изученного. Что делать?

Я с вами не согласен. Эвристическим образованием может заниматься и один человек, и даже только часть человека (например, учитель предлагает ученикам 1 эвристическое задание и 9 - репродуктивных). Поэтому мой ответ простой: занимайся эвристическим образование столько, сколько сможешь и на сколько готов.

Аношина О.Г.: Уважаемый Андрей Викторович! В выступлении вы озвучили - стандарты человекосообразного образования: а) необходимость выявления потенциала человека; б) необходимость жизни в социуме; в) реализация миссии; Как быть учащимся, при переходе из одной школы в другую? Где работают по другим стандартам. Не будет ли себя чувствовать учащийся инновационной школы "белой вороной" в другом образовательном учреждении? Считаю, что давно назрела необходимость единых стандартов, учебников, программ.

А.В.Хуторской:

Аношина О.Г. пишет: Считаю, что давно назрела необходимость единых стандартов, учебников, программ.

Стандарты - это элемент согласования для эффективного взаимодействия человека с внешним миром. Но для того, чтобы что-то согласовывать, нужно это "что-то" иметь. Другими словами, образовательный стандарт не может быть основной целью или главным образом, к которому необходимо приводить ученика.

Стандарт - это средство согласования личностного потенциала ученика с окружающим миром. Таким образом, цель образования не сводится к усвоению стандартов (с довеском в виде профильности и факультативности, как это обычно делается). С позиций человекосообразности цели образования имеют на мой взгляд, следующую иерархию:

1. Выявить и реализовать личностный образовательный потенциал ученика.
2. Обеспечить возможность жизни ученика в окружающем мире (с помощью стандартов, но таких, которых пока не разработано)
3. Сопроводить ученика в выявлении и реализации его человеческой миссии.

Аношина О.Г. пишет: Не будет ли себя чувствовать учащийся инновационной школы "белой вороной" в другом образовательном учреждении?

С точки зрения признания уникальности каждого человека, да, каждый есть "белая ворона", точнее, ворона со своими цветовыми оттенками. А чтобы находить общие точки соприкосновения с другими учениками и школами, вот для этого и нужны стандарты как нормы взаимодействия. Когда я попадаю в инокультурную среду, например, в Индию, я понимаю, что там живут не просто люди с другим цветом кожи, а у них другой менталитет, совершенно особое мировоззрение, которое тебе не доступно для прямого понимания. Но используя определённые "стандарты", ты начинаешь пытаться взаимодействовать с ними. Первыми элементами таких стандартов я бы назвал: - представление своей доброжелательности, - способы выражения себя (через одежду, облик, мимику, речь и др.), - владение языками (словесными, телесными, жестами и др.) - умение понять сущность, мотивы, желания инокультурного существа, например, индуса, - умение настроить с ним взаимодействие, - достижение взаимонеобходимого результата. А теперь скажите, где в наших нынешних образовательных стандартах есть подобные ориентиры, я уж не говорю о программах и средствах их достижения. Поэтому к человекосообразным образовательным стандартам нам ещё идти и идти...

Поздина Е.А.: Уважаемый Андрей Викторович! Как Вы уже сказали в своем выступлении вопросов должно быть много. И это действительно так. Когда слушала Ваше выступление, то все казалось логичным и ясным, но как применить это все на практике? Ведь умение задавать эвристические вопросы - это целая наука, которой надо учиться! Как каждый день делать свои уроки такими, чтобы, уходя с твоего урока, каждый ребенок хотел учиться, исследовать, ставить эксперименты и вновь возвращаться?

pavlovasa:

Поздина Е.А. пишет: Как каждый день делать свои уроки такими, чтобы, уходя с твоего урока, каждый ребенок хотел учиться, исследовать, ставить эксперименты и вновь возвращаться?

Наконец-то дослушала Вашу лекцию, Андрей Викторович! Огромное спасибо! Конечно, мечта каждого УЧИТЕЛЯ работать так, чтобы ученики продолжали обсуждать проблемы, поставленные на уроке, не только в отведенное время урока, но и продолжали творческий поиск бесконечно. Откуда черпать вдохновение педагогу? Ваш Центр позволяет преподавателям совершить буквально "скачок" в саморазвитии, а какие ещё источники вдохновения используете Вы? Ваш разговор о девочке и физике, вызвал вопрос относительно целеполагания. Разный уровень целеполагания - надо ли стремиться его корректировать? Если девочка действительно готовится быть хорошей матерью и женой, это её цель жизни, в обычной школе она изучает массу ненужных ей предметов. Её индивидуальная траектория выстраивается вокруг её целей? Вы считаете, что педагогу не стоит пытаться изменить её цель? Каждому своё? Пусть реализует себя. Такая обычная цель лучше, чем отсутствие любой цели? Понятие миссии ученика заставило серьезно задуматься, о предназначении учеников и учителей. Вспомнились строки: "Даже книги все на всей земле прочтите, Все равно вы в жизни ученик, а не учитель Все равно для этой жизни все мы - детки Все равно расставит жизнь свои отметки" (В. Боков). Книгу Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" раньше читала на уроках, последние годы рекомендую ученикам и все читают сами. "Крылышки" и желание парить после чтения обычно вырастают у всех. Сумбурно получилось, извините.

А.В.Хуторской:

Поздина Е.А. пишет: Как каждый день делать свои уроки такими, чтобы, уходя с твоего урока, каждый ребенок хотел учиться, исследовать, ставить эксперименты и вновь возвращаться?

Рецепт простой:
1. На каждом уроке дайте ученику создать свой образовательный продукт по отношению к изучаемой теме или объекту.
2. Пусть свои результаты дети выразят и сравнят.
3. Сопроводите учеников в их продуктивной деятельности и в коммуникациях друг с другом.
4. Дополните детские результаты теми, которые вы считаете в этой области авторитетными (общекультурные достижения).
5. Организуйте рефлексию - осознание детьми своей деятельности, её результатов, выявленных проблем и задач на будущее.

н.и. шукшина.: Лекция понравилась. Учителю действительно важно выявлять потенциал ребёнка, определить особенности человеческой жизни, видеть своё место в современном мире. Учитель должен вводить иновации в обучение, давать возможность детям развиваться, быть самобытным, нестандартно мыслить, иметь право на ошибку.

н.и. шукшина.: Отслеживаются ли приращения не только учеников, но и учителей в системе человекосообразности ?

А.В.Хуторской:

н.и. шукшина. пишет: Отслеживаются ли приращения не только учеников, но и учителей в системе человекосообразности ?

Если грамотно строить образовательный процесс, то в нём отслеживаются любые значимые приращения и изменения. без этого невозможно проектировать и корректировать сам процесс. Если вы имеете в виду какие, собственно, приращения могут быть у учителя, ориентированного на человекосообразный подход в обучении, то я бы назвал прежде всего мировоззренческие. Потому что именно смысловое понимание своего дела определяет главные его результаты. Техника обучения у разных учителей может быть почти одинакова, но дети у них будут научаться разному, если у разных учителей разное педагогическое мировоззрение. В этом смысле в любой школе имеется целая палитра разных по убеждениям педагогов.

Каковы возможные приращения (изменения) в мировоззрении педагога человекосообразной ориентации?

1. Он начинает понимать, что является не только проводником общества, социума, государства в реализации их внешнего заказа на образование детей. Его начинает интересовать судьба самих учеников, смысл их существования в этом мире. И главный вопрос - о его собственной роли как учителя в судьбах учеников.

2. Педагог начинает понимать, и главное - осознавать, что он не знает и не может знать того образа, идеала для своих учеников, к которому ему предстоит их вести. Педагог признаёт, что он не Господь Бог, и нет у него права за ученика решать кем и каким ему быть. 3. Тогда чем же он должен заниматься, если не может претендовать на знание целей образования каждого ученика? А тем, что вместо готовых целей он начинает заниматься их конструированием для каждого ученика с каждым учеником.

4. А как же быть со стандартами, программами, требованиями, традициями? Они никуда не деваются. Но педагог ясно видит противоречие между внешним и внутренним заказами на образование ученика. И его задача - обеспечивать их взаимодействие, согласование. Да, это сложно. Некоторые скажут, что это невозможно. Но чаще всего так говорят потому, что не хотят отрываться от привычного, оправдывают свою неготовность к изменению. Педагог, который признал ценность ученической миссии в его образовании, будет обеспечивать каждому ученику возможность внесения в учёбу хотя бы капельку его личностного. Такой учитель начнёт сначала замечать, а потом и культивировать ростки самобытного в учениках. По сути, согласование внешнего заказа социума с внутренним заказом ученика на его образования, это и есть компетентностный подход в человекосообразном понимании.

5. Следующие изменения - методические, технологические. Педагог начинает отличать формы, приёмы и методы, которые ведут к формированию индивидуальной образовательной траектории учеников. Он осваивает технологии, которые позволяют обучать одновременно всех по-разному. (У меня есть книжка с таким подзаголовком: Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с. - http://khutorskoy.ru/books/2005/met_lich_orient/index.htm

6. Приходит черёд за системой контроля и оценки результатов. Разумеется, здесь не обойтись ЕГЭ. Это лишь часть внешнего заказа, причём, не самого реального (социуму совсем не важно, как ученик выполняет тесты, ему важно чтобы тот владел основными навыками жизни в социуме, владел функциональной грамотностью, гражданскими и трудовыми компетенциями. Всего этого ЕГЭ не проверяет). Но в систему контроля и оценки должны войти ЛИЧНОСТНЫЕ результаты ученика, обусловленные его миссией, целями и внутренним потенциалом. Основным подспорьем здесь выступает ПОРТФОЛИО ученика - портфель его образовательных достижений. Причём важны не только формальные документы, грамоты, но и конкретные продукты ученика - его сочинения, поделки, рисунки, организованные мероприятия и т.п. Педагог человекосообразной ориентации уделяет особое внимание контролю и оценке именно личностных образовательных результатов. С точки зрения диалектики и гармонии не менее 50% времени и сил должно отводится контролю и оценке личностных образовательных результатов ученика, остальное - контролю результатов, ожидаемых внешними субъектами образования: социума, школы, семьи и др.

7. И как результат - основное изменение педагога - его вкус к изменениям, к самообразованию, общению с единомышленниками. Он записывается на дистанционные курсы не из-за Свидетельства для очередной аттестации, а потому, что хочет лучше разобраться в своих профессиональных вопросах и проблемах. Ему интересно пообщаться с коллегами, с педагогами, выбравшими для себя аналогичный путь поиска. Такой педагог становится интересен самому себе. А это залог того, что он будет интересен ученикам.

Уважаемый Андрей Викторович! Спасибо за интересную лекцию. Что повлияло на определение вашей миМалышкина СИ: ссии в этом мире и кто этому способствовал? Как быть педагогу, который понимает, что миссия заявляемая ребенком, противоречит общепринятым нормам морали? Какие формы и методы, на ваш взгляд, будут способствовать безболезненной корректировке миссии?

А.В.Хуторской:

Малышкина СИ пишет: Какие формы и методы, на ваш взгляд, будут способствовать безболезненной корректировке миссии?

Миссию человека. на мой взгляд, невозможно скорректировать. Можно лишь в большей или меньшей степени ей соответствовать. А чтобы соответствовать, нужно её выявить, понять. Роль учителя в том и состоит по отношению к ученику - помочь ему понять его миссию. Но не дать её ему в готовом виде, и тем более - не корректировать. А выявлять, помогать реализовывать, сопровождать средствами своего учебного предмета. Миссия - это не цели учителя по отношению к ученику. Миссия - это внутренний "заказ" человечества для данного человека.

Исаева В.М.: Можете ли Вы назвать школы в Уральском регионе, которые не просто работают в вашем эксперименте, а добились определенных результатов, и в чем Вы их видите?

А.В.Хуторской:

Исаева В.М. пишет: Можете ли Вы назвать школы в Уральском регионе, которые не просто работают в вашем эксперименте, а добились определенных результатов, и в чем Вы их видите?

У нас в Центре "Эйдос" есть несколько школ, которые участвуют в педэксперименте, с ним заключены договора, ведётся работа по отдельным направлениям: Эвристика на уроке, Компетенции на уроке, Коммуникации на уроках, Иследования на уроках. Есть и первые результаты, например сборник работ учителей-экспериментаторов: Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 314 с. - http://khutorskoy.ru/books/2009/vedem/index.htm 

Но с формальной точки зрения нельзя говорить, вот эта школа в Уральском регионе реализовала принцип человекосообразности в обучении. Я считаю, что всякий учитель или руководитель школы, который ДУМАЕТ о принципах человекосообразного образования, ДЕЛАЕТ конкретные шаги в этом направлении, СООТНОСИТ новое и старое, определяя их баланс, УЧАСТВУЕТ в конференциях, курсах, семинарах, олимпиадах нашей Научной школы, то он уже реализует себя в данном направлении. Здесь нельзя, как например, в системе В.Ф.Шаталова взять и применить во всей школе опорные сигналы, и говорить, вот мы работаем по-Шаталову. Это будет нечеловекосообразно. Потому, что, например, одному ученику удобно по 7 раз за урок повторять один и тот же материал по опорным конспектам, чтобы его знать и сдавать без запинки. А другому, может быть важнее весь урок думать об одной задаче, продвигаясь к её решению. Третий ученик лучше позанимался один или с компьютером, а четвёртый реализует себя исключительно в коммуникациях.

Коряко В.Н.: Уважаемый Андрей Викторович! Можно ли сформулировать признаки, позволяющие сделать выводы об успешности применения методов эвристического обучения относительно личности конкретного ребенка с учетом условий современного мира.

А.В.Хуторской:

Коряко В.Н. пишет: Можно ли сформулировать признаки, позволяющие сделать выводы об успешности применения методов эвристического обучения относительно личности конкретного ребенка с учетом условий современного мира.

Ну, вы и "закрутили" свой вопрос! Что касается признаков, это важно. Но нужно понять что ради чего. Нам требуется проверять не столько успешность применения методов эвристического обучения, сколько достижение поставленных целей. Поэтому признаки нужно формулировать в этом направлении. Если цель. например, обучить умению находить новое, то признаком, определяющим результат обучения может стать например, количество новых фактов, которые называет ученик при наблюдении явления (природного, социального, политического и др.) на протяжении некоторого времени. Если же мы захотим понять, какие именно эвристические методы лучше действуют для решения поставленной задачи, то можем сравнить применение разных методов для решения одной задачи (например, нахождение нового в явлениях окружающего мира). Сделать это можно традиционно - с помощью контрольных и экспериментальных классов. Или применяя разные методы при обучении одних и тех же учащихся.

Передериева Е.В. Здравствуйте, Андрей Викторович! Большое спасибо за интересное сообщение, действительно, как уже упоминалось коллегами, благодаря "живой речи", доступному изложению и приведенным жизненным примерам она прослушивается на одном дыхании. Отметила для себя следующее.
Цель: проектирование и реализация человекосообразного типа образования.
Возник вопрос: можно ли обозначить цель несколько иначе - как совместное осуществление всеми участниками образовательного процесса поиска своего индивидуального пути в жизни с достижением максимально возможного результата в реализации своего потенциала? Совместное - потому что все участники процесса образования в различной степени обучают друг друга: мы учим детей, они - нас, и поскольку прислушиваемся к мнению родителей, как совершенно справедливо замечено, "втянутых в учебный процесс" или, например, в экологические акции, они также влияют на нашу индивидуальную траекторию.
Очень интересна реальная оценка жизненных ситуаций, связанных с реализацией потенциальных возможностей учеников и взрослых. Предложение "Давайте, работать с тем, что есть" озадачило, не смотря на то, что, как я считала, в какой то мере всегда к этому стремилась. Отказываемся от стереотипа - образа идеального ученика и путем образования создаем человека нестандартного и успешного. В этом году я взяла 11 класс, в котором не вела уроки с 4 класса начальной школы. Поразило и запомнилось высказывание ученицы (идет на медаль) перед первым уроком: "Я собираюсь стать экономистом. Поэтому, Елена Валентиновна, вы на меня не рассчитывайте..." На вопрос, в каком плане не рассчитывать, последовал ответ: "Я не смогу много времени уделять биологии". Конечно, с тех пор многое изменилось в нашей работе, но мне очень запомнились слова, сказанные в выступлении о том, что "...свой продукт всегда дорог". Появилось желание провести небольшой педагогический эксперимент для себя - используя эвристические методы обучения, определить уровень повышения мотивации к обучению подобным образом настроенных учеников. При этом эвристические методы использовались в работе и раньше (особенно интенсивно в период участия в конкурсе - все ведь познается на практике), но понимание, для чего мне это необходимо, пришло именно сейчас.

А.В.Хуторской:
Было бы весьма полезно узнать ваши конкретные действия и их результаты по тому, как вам удалось сделать, чтобы у этой ученицы был "свой продукт" в области изучения биологии.

--

Продолжение дискуссии по адресу http://khutorskoy.borda.ru/?1-5-0-00000029-000-0-0

---

Для ссылок:

Хуторской А.В. Может ли обучение на уроке быть человекосообразным? [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.11.2009 г. – http://khutorskoy.ru/be/2009/1212/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016