: ХРОНИКА БЫТИЯ

Можно ли управлять развитием компетентностей?

 
 

14.03.2007 г.

Периодически мне приходится писать отзывы на докторские и кандидатские диссертации по педагогическим наукам. В качестве иллюстрации результатов такой деятельности приведу "свежеиспеченный" отзыв на диссертацию, которая поставлена на защиту 16 апреля 2007 года в Московском педагогическом государственном университете.


ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Воровщикова Сергея Георгиевича «Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников», представленной на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Компетентностный подход в общем образовании – относительно новое явление отечественной педагогики, которое нуждается во всестороннем исследовании. Компетентностный подход предполагает обновление целей, содержания и технологий образования, государственных стандартов общего образования, создание механизмов управления развитием компетентностей учащихся. В данном ракурсе рецензируемое исследование своевременно и актуально.

В своей диссертации автор обратился к рассмотрению одной из наиболее важных в обучении школьников компетентностей - учебно-познавательной. Актуальность развития учебно-познавательной компетентности старшеклассников обусловлена, с одной стороны, объективной значимостью данной компетентности для учащихся и школы, с другой стороны, во многом неудовлетворительным уровнем готовности учеников к самостоятельному осуществлению самоуправляемой деятельности по решению реальных познавательных проблем.

Соискатель показал, что поскольку рассматриваемая компетентность ключевая, она не может эффективно формироваться и развиваться только отдельным учителем в рамках отдельного учебного предмета. Речь должна идти о скоординированной деятельности всего коллектива педагогов школы. А значит, наряду с дидактическими и методическими аспектами решения данной проблемы необходимо разработать и управленческий аспект. Диссертационная работа С.Г.Воровщикова как раз и посвящена разработке, обоснованию, апробации методолого-теоретических основ и технологии внутришкольного управления развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников.

Новизна исследования исследования заключена в определении и развитии содержания понятия «учебно-познавательная компетентность учащегося». Соискателем предложена совокупность приоритетных принципов определения содержания учебно-познавательной компетентности. До сих пор теоретическое обоснование этого понятия не являлось предметом отдельного исследований.

Внимание автора концентрируется на дальнейшем развитии теории внутришкольного управления образовательным процессом. Соискателем предложен принцип сервизации научно-методической работы и консалтинговый подход к внутришкольному управлению развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников. Разработана пооперационная технология внутришкольного управления, модель образовательной программы, учебно-методический комплекс элективного курса, способствующего целенаправленному развитию учебно-познавательной компетентности старшеклассников.

Ценным для педагогической теории и практики считаю выявленные соискателем обобщенные характеристики владения учебно-познавательной компетентностью, которые определяют соответствие общих учебно-познавательных умений на базовом и продвинутом уровнях владения.

В качестве положительного момента хотелось бы отметить, что автор подробно рассмотрел деятельностный компонент данной компетентности. В прошедшей практическую апробацию программе общеучебных умений им предложены конкретные формулировки умений, операционально представленные по ступеням обучения.

В качестве практического приложения разработанного подхода автором подготовлен элективный курс «Азбука логичного мышления» как компетентностно-ориентированный надпредметный курс. Идеология преподавания курса предусматривает возможность конструирования его содержания и организации освоения конкретным педагогом и старшеклассниками. Курс проводится в школах г. Москвы и Московской области.

В качестве замечаний сформулирую вопросы, которые могут быть конкретизированы и уточнены соискателем в процессе защиты диссертации:

1. Учебно-познавательную компетентность автор рассматривает как владение учащимися самоуправляемой учебно-познавательной деятельностью. Между тем, из автореферата недостаточно ясно отличие этих двух педагогических понятий, их роль в общем понятийном аппарате, описывающим управление учебным познанием.

2. Анализ выносимой на защиту совокупности приоритетных принципов определения содержания учебно-познавательной компетентности и закономерностей внутришкольного управления развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников оставляет неясным общие основания, которые положены соискателем в качестве критерия для отбора именно такой совокупности принципов и закономерностей.

3. Ряд формулировок с характеристиками выполненного исследования представлены в автореферате в закрытом виде, который не даёт достаточного представления об их компетентностном содержании. Например, такого содержания не обнаруживается в выносимых на защиту модели образовательной программы и технологии внутришкольного управления.

Высказанные замечания не снижают научной и практической ценности диссертации С.Г.Воровщикова. Соискателем разработан, обоснован и апробирован новый целостный раздел теории внутришкольного управления образовательным процессом, а именно развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников.

Из автореферата следует, что результаты диссертационного исследования Воровщикова С.Г. прошли длительную апробацию, получили широкое внедрение в практике работы руководителей многих школ. Поставленные задачи решены на должном научно-теоретическом и экспериментальном уровнях, осуществлено доказательство гипотезы исследования. Диссертационное исследование, осуществленное Воровщиковым С.Г, характеризуется завершенностью.

Вышесказанное позволяет считать, что диссертационная работа «Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников» соответствует требованиям ВАК Российской Федерации к докторским диссертациям, а ее автор, Воровщиков Сергей Георгиевич, заслуживает присуждения ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.


Хуторской А.В.,
доктор педагогических наук,
член-корреспондент Российской Академии образования
зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016