Можно ли управлять развитием компетентностей?
14.03.2007 г.
Периодически мне приходится писать отзывы на докторские и
кандидатские диссертации по педагогическим наукам. В качестве иллюстрации
результатов такой деятельности приведу "свежеиспеченный" отзыв на диссертацию,
которая поставлена на защиту 16 апреля 2007 года в Московском педагогическом
государственном университете.
ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Воровщикова Сергея Георгиевича «Внутришкольное
управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников»,
представленной на соискание ученой степени доктора педагогических наук по
специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Компетентностный подход в общем образовании – относительно новое явление
отечественной педагогики, которое нуждается во всестороннем исследовании.
Компетентностный подход предполагает обновление целей, содержания и технологий
образования, государственных стандартов общего образования, создание механизмов
управления развитием компетентностей учащихся. В данном ракурсе рецензируемое
исследование своевременно и актуально.
В своей диссертации автор обратился к рассмотрению одной из наиболее важных в
обучении школьников компетентностей - учебно-познавательной. Актуальность
развития учебно-познавательной компетентности старшеклассников обусловлена, с
одной стороны, объективной значимостью данной компетентности для учащихся и
школы, с другой стороны, во многом неудовлетворительным уровнем готовности
учеников к самостоятельному осуществлению самоуправляемой деятельности по
решению реальных познавательных проблем.
Соискатель показал, что поскольку рассматриваемая компетентность ключевая, она
не может эффективно формироваться и развиваться только отдельным учителем в
рамках отдельного учебного предмета. Речь должна идти о скоординированной
деятельности всего коллектива педагогов школы. А значит, наряду с дидактическими
и методическими аспектами решения данной проблемы необходимо разработать и
управленческий аспект. Диссертационная работа С.Г.Воровщикова как раз и
посвящена разработке, обоснованию, апробации методолого-теоретических основ и
технологии внутришкольного управления развитием учебно-познавательной
компетентности старшеклассников.
Новизна исследования исследования заключена в определении и развитии содержания
понятия «учебно-познавательная компетентность учащегося». Соискателем предложена
совокупность приоритетных принципов определения содержания учебно-познавательной
компетентности. До сих пор теоретическое обоснование этого понятия не являлось
предметом отдельного исследований.
Внимание автора концентрируется на дальнейшем развитии теории внутришкольного
управления образовательным процессом. Соискателем предложен принцип сервизации
научно-методической работы и консалтинговый подход к внутришкольному управлению
развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников. Разработана
пооперационная технология внутришкольного управления, модель образовательной
программы, учебно-методический комплекс элективного курса, способствующего
целенаправленному развитию учебно-познавательной компетентности
старшеклассников.
Ценным для педагогической теории и практики считаю выявленные соискателем
обобщенные характеристики владения учебно-познавательной компетентностью,
которые определяют соответствие общих учебно-познавательных умений на базовом и
продвинутом уровнях владения.
В качестве положительного момента хотелось бы отметить, что автор подробно
рассмотрел деятельностный компонент данной компетентности. В прошедшей
практическую апробацию программе общеучебных умений им предложены конкретные
формулировки умений, операционально представленные по ступеням обучения.
В качестве практического приложения разработанного подхода автором подготовлен
элективный курс «Азбука логичного мышления» как компетентностно-ориентированный
надпредметный курс. Идеология преподавания курса предусматривает возможность
конструирования его содержания и организации освоения конкретным педагогом и
старшеклассниками. Курс проводится в школах г. Москвы и Московской области.
В качестве замечаний сформулирую вопросы, которые могут быть конкретизированы и
уточнены соискателем в процессе защиты диссертации:
1. Учебно-познавательную компетентность автор рассматривает как владение
учащимися самоуправляемой учебно-познавательной деятельностью. Между тем, из
автореферата недостаточно ясно отличие этих двух педагогических понятий, их роль
в общем понятийном аппарате, описывающим управление учебным познанием.
2. Анализ выносимой на защиту совокупности приоритетных принципов определения
содержания учебно-познавательной компетентности и закономерностей
внутришкольного управления развитием учебно-познавательной компетентности
старшеклассников оставляет неясным общие основания, которые положены соискателем
в качестве критерия для отбора именно такой совокупности принципов и
закономерностей.
3. Ряд формулировок с характеристиками выполненного исследования представлены в
автореферате в закрытом виде, который не даёт достаточного представления об их
компетентностном содержании. Например, такого содержания не обнаруживается в
выносимых на защиту модели образовательной программы и технологии
внутришкольного управления.
Высказанные замечания не снижают научной и практической ценности диссертации
С.Г.Воровщикова. Соискателем разработан, обоснован и апробирован новый целостный
раздел теории внутришкольного управления образовательным процессом, а именно
развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников.
Из автореферата следует, что результаты диссертационного исследования
Воровщикова С.Г. прошли длительную апробацию, получили широкое внедрение в
практике работы руководителей многих школ. Поставленные задачи решены на должном
научно-теоретическом и экспериментальном уровнях, осуществлено доказательство
гипотезы исследования. Диссертационное исследование, осуществленное Воровщиковым
С.Г, характеризуется завершенностью.
Вышесказанное позволяет считать, что диссертационная работа «Внутришкольное
управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников»
соответствует требованиям ВАК Российской Федерации к докторским диссертациям, а
ее автор, Воровщиков Сергей Георгиевич, заслуживает присуждения ученой степени
доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика,
история педагогики и образования.
Хуторской А.В.,
доктор педагогических наук,
член-корреспондент Российской Академии образования
зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО
|