: ХРОНИКА БЫТИЯ

Инаковость

 
 

23.02.2006 г.

Чтобы понять реальность, надо её вывернуть. По следам посещения одной выставки.

 

23 февраля у нас принято чествовать защитников. Женщины напоминают окружающим мужчинам об их обязанностях, действующих с первобытных времён. Мужчины выпячивают грудь и обещают защитить, если что...

А мы в этот день пошли семьёй на на выставку зарубежной фотографии в Центральный дом художника. Выставка оказалась размером в малюсенькую комнатку с несколькими фотографиями мэтров 30-60 гг. и администратором, который продавал эти фотографии по цене до 80 000 руб... Короче, наши художественные ожидания не оправдались.

Желая всё же насытить свои чувства, мы отправились в расположенную здесь же Третьяковку. И вот она, пища духовная...

Раньше я ничего не знал о Вадиме Захарове. Это современный художник-концептуалист, вышедший из подполья 70-х годов прошлого века. Сейчас он живёт то в Кёлне, то в Москве.

Название его выставки «25 лет на одной странице» – перефраз работ Захарова: «Маленький принц» на одной странице» и «100 русских сказок на одной странице».

Видел я эти страницы, идея простая и оригинальная - на одной странице напечатано всё. В результате страница выглядит как лист с чёрным толстым слоем текстов. Но энергетика её такова, что концентрирует в себе все смыслы напечатанного. Концентрация всего в точке – одна из идей художника.

Или вот ещё - мне понравилось - видеосъёмка храма в Иерусалиме с помощью подброшенной вверх видеокамеры. Ну это ж надо найти такой ракурс! Миллионы туристов снимали эти стены, тысячи описывали всё это в книгах. И всё-равно - найден новый взгляд, пусть абсурдный, но будящий мысль. Выход за границы совершен блестяще! 10 баллов по десятибалльной шкале за такую работу дали бы на наших эвристических олимпиадах.

Среди продукции Захарова картины, инсталляции, тексты. У него есть несколько акций на грани реальности и абсурда. Например, закапывание более 100 дискет с библейскими главами (Книга Пророка Захарии) в разных местах парка, около каждой дискеты стоит студент и смотрит в определённом направлении. А сам Захаров в это время пролетает над этим пространством на двухместном самолёте, помахивая крыльями. Каково?

Другая акция - австрийский полицейский с чердака стреляет из винтовки в лежащее на полу пирожное «Мадлен».

Следующее - видеозапись игры пианиста, где вместо музыки слышны лишь пощелкивания клавиш.

Теперь о фотографиях В.Захарова. Инсталляция называется «24 идеальные фотографии, сделанные внутри апельсина». Фото расположены в 5 рядов и 5 столбцов (одно место пустое, классический вариант незаконченности). Все фотографии - это просто оранжевые прямоугольники, типа мякоть апельсина. Но главное, это комментарии к ним, которые бегущей строкой выдаёт проектор. Вот где символизм и философия. Например, три последующих фотографии означают только следующие, первых нет вообще, как нет начала, оно всегда остаётся в прошлом (вольный пересказ по памяти) и т.п.

"Случайно" у меня оказалась с собой фотокамера (всё-таки первично на фотовыставку шел). Когда мы возвращались с выставки Вадима Захарова я сделал несколько фотографий. Привожу здесь одну из них. Вид с Крымского моста снят широкоугольным объективом, который вывернул набережные Москвы-реки. Кто сказал, что мир нельзя изменить?

 


Вид с Крымского моста вечером

© А.В.Хуторской

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016