:ХУТОРСКАЯ Л.Н.

Лариса Николаевна Хуторская – Биографический метод в обучении

Биографический метод в обучении

Лариса Николаевна Хуторская - автор биографического метода в обучении.

В одной из социальных сетей мне был задан вопрос о биографическом методе, который разработала Л.Н.Хуторская.

Александра Липская:

Андрей Викторович, здравствуйте! Меня зовут Александра, работаю учителем физики в Гомельской области! Я готовлю конкурс на тему "Гордятся ими россияне, гордится ими Беларусь"... и решила написать о вашей матери ... Могли бы вы написать подробнее о разработанном биографическом методе в обучении Ларисы Николаевны? Может вы мне больше расскажите, чем интернет)))

--
Андрей Хуторской:

Здравствуйте, Александра! Благодарю вас за внимание к работам моей мамы. Лариса Николаевна действительно разработала и успешно применяла биографический метод в обучении и школьников, и студентов, и педагогов.

Краткую биографию Л.Н.Хуторской, её список трудов, а также одну из книг - можно найти здесь:
http://khutorskoy.ru/avtograf/biography/L.N.Khutorskaya.htm

Что касается разработанного Ларисой Николаевной биографического метода, то его суть в следующем.

Обучение конкретным вопросам происходит на основе изучения биографий людей, которые занимались этими вопросами профессионально, делали соответствующие открытия, создавали то, что впоследствии оказывалось достижениями общечеловеческого масштаба, влияло на развитие науки и культуры в целом.

Изучая то, КАК учёный делал своё открытие, школьники осваивают методологию этой деятельности, применяют аналогичные способы. Причём, они не только "переоткрывают" то, что создавалось великими людьми, но и создают своё, подчас, не менее важное.

Биографический метод кроме предметного обучения несёт колоссальный воспитательный потенциал. Учащиеся видят не только борьбу идей, но и личностные проявления талантливых учёных и деятелей. Они понимают, что за всем созданным великими людьми, стоят совершенно неординарные их личностные особенности, события.

Изучая жизнь и деятельность великих, предмет изучается через призму их человеческой сущности. А это оказывается часто гораздо более сильным ,чем простое заучивание учебников или сдача формализованных тестов типа ЕГЭ.

У Ларисы Николаевны Хуторской есть книги и статьи по вопросам использования биографического метода в обучении. Список см. ниже.

 


 

Фрагмент из книги: Хуторской А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014.

Биографический метод обучения

Автором биографического метода обучения является Лариса Николаевна Хуторская, моя мама. Этот метод применим в обучении школьников, студентов, педагогов [1].

Суть биографического метода состоит в следующем. Обучение конкретным вопросам учебных предметов происходит на основе изучения биографий людей, которые занимались этими вопросами профессионально, делали соответствующие открытия, создавали то, что впоследствии становилось достижениями общечеловеческого масштаба, влияло на развитие науки и культуры в целом.

Изучая то, ПОЧЕМУ учёный занимался наукой, учащиеся выясняют мотивацию людей, внёсших вклад в создание предмета, который они изучают.

Изучая то, КАК учёный делал своё открытие, школьники осваивают методологию этой деятельности, применяют аналогичные способы. Причём, они не только "переоткрывают" то, что создавалось великими людьми, но и создают своё, подчас, не менее важное, становясь «на одну доску» с великими.

Прогностическую роль имеет понимание учащимися последствий сделанных открытий, то какое они оказывали влияние на человечество.

Для понимания и воспитания жертвенности учёного ученикам важно видеть драму идей, коллизии, в которые  попадали учёные.

Рассматривая ситуации, в которых оказывался учёный, школьники воспринимают дух происходящего через собственные ощущения. Изучаемый предмет оживляется и оживает через эмпатию личности учёного, через фрагменты его биографии.

Биографический метод кроме решения задач обучения предмету несёт колоссальный воспитательный потенциал. Учащиеся видят не только борьбу идей, но и личностные проявления талантливых учёных и деятелей. Они понимают, что за всем созданным великими людьми, стоят совершенно неординарные их личностные особенности, события. Действия, поступки, суждения великих первооткрывателей выступают аналогом действий, поступков и суждений учащихся. Они сравнивают своё отношение и отношение учёного, продумывают или высказывают то, как бы они поступили на его месте.

Изучая жизнь и деятельность великих, учебный предмет изучается через призму их человеческой сущности. А это оказывается гораздо более сильным, чем простое заучивание материала учебника.

Подчеркнём, что биографический метод не представляет собой некий спецкурс типа «Из жизни великих». Этот метод имеет целью не изучение биографии учёных, а изучение с помощью этих биографий содержания тех наук и учебных предметов, в которые великие учёные внесли вклад.

Следует также отличать педагогический биографический метод обучения от биографических методов исследования, в психологии, социологии. Например, биографический метод может применён во время приёма на работу, источником информации для работодателя являются резюме, опросники, интервью, тесты, автобиографии. Здесь метод основан на предположении, что модели поведения и действия человека в прошлом представляют собой индикатор образа его поведения и действий в будущем.

Методика применения биографического метода в педагогике включает следующие этапы:

1.   Привлечение внимания к изучаемой темы с помощью рассмотрения исторических ситуаций, необычных событий, цитат из жизни великих. Задача – задеть учеников «за живое», вызвать личностное отношение к биографическому факту.

2.   Актуализация изучаемой темы на основе обсуждения факта биографии учёного или связанного с ним изучаемого вопроса.

3.   Выполнение задания с использованием биографического материала.

4.   Представление, обсуждение и оценка выполненного учениками задания.

5.   Осознание (рефлексия) полученных учениками образовательных результатов с позиций изучаемого предмета, истории этого предмета, личностей учёных, внесших вклад в изучаемый предмете.

Приведём пример реализации биографического метода при изучении оптических явлений (физика).

Тема занятия "Модель  миража".

Биографический факт. Многие читали о происхождении и объяснении миражей в пустыне. Однако никто не пытался пронаблюдать это явление в лабораторных условиях. Американский физик-экспериментатор Роберт Вуд создал модель этого явления и продемонстрировал мираж в лаборатории. Для этого он насыпал на железные листы песок, подогрел их снизу газовыми горелками, поставил игрушечные пальмы и наблюдал «лабораторный» мираж…

Обсудим следующие вопросы:

1. Для чего подогревал Роберт Вуд железные листы с песком?

2. Какие ещё условия необходимы были для наблюдения миража в лаборатории?

3. Чем модель явления отличается от реального явления?

Выполните одно из заданий на выбор:

1. Получите модель миража, подобно Вуду, в лабораторных условиях. Результаты эксперимента представьте фотографиями и их описанием

2. Придумайте и проведите вариант исследования по моделированию другого оптического явления (например, радуги) в лабораторных условиях.

 


Работы Л.Н.Хуторской о биографическом методе обучения:

  1. Хуторская Л., Маслов И. Воспитательный потенциал биографии ученого // Воспитание школьников. - 2004. - №8. - С. 31-37.

  2. Хуторская Л.Н., Хуторской А.В. Семейное воспитание будущих гениев // Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — С.49-57

  3. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Как стать учёным. Занятия по физике со старшеклассниками. – М.: Изд-во «Глобус», 2008. – 318 с. (Профильная школа).

  4. Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Основные направления подготовки будущих учителей физики к работе с биографической информацией // Состояние, проблемы и перспективы теории и практики обучения математике, физике и информатике. - Мн.: МПУ, 2002, 3 стр.

  5. Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Дискретно-интегративный подход к применению биографической информации // Сб. докл. международ. науч.-практ. конф. «Проблемы формирования обобщений на уровне теории при обучении физике» - М.: МГОУ, 2003. – С.141-146.

  6. Маслов И.С., Хуторская Л.Н. Технология конструирования заданий с биографической информацией // ТехноОбраз 2003: Технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности студентов в высшей школе: Тез. докл. междун. науч.конф. Гродно (11-12 апр. 2003). В 2 ч. - Ч.2 / Отв.ред.проф. В.П.Тарантей. – Гродно: ГРГУ, 2003. – 443 с. – С. 30-32.

  7. Хуторская Л. Н., Маслов И. С. Воспитательный потенциал биографической информации об ученых и его реализация в процессе изучения естественно-математических наук // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2003. – № 6. – С. 3–20.

  8. Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Применение биографического метода в технологии формирования физической картины мира // Сб. докл. международ. науч.-практ. конф. «Проблемы формирования обобщений на уровне физической картины мира при обучении физике» - М.: МГОУ, 2004. – С.162-166.

  9. Хуторской А.В. Биографический метод Л.Н. Хуторской [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2015. – №2. https://eidos-institute.ru/journal/2015/200/Eidos-Vestnik2015-212-Khutorskoy.pdf. – В надзаг: Института образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru



[1] Хуторская Л.Н. Избранные педагогические труды ; Под ред. А.В.Хуторского. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 365 c.


© А.В.Хуторской, 1997—2021