:ХУТОРСКАЯ Л.Н.

Воспоминания о Ларисе Николаевне Хуторской


Шодиев Уктам Давронович, кандидат педагогических наук, г.Карши, Республика Узбекистан

Ларису Николаевну Хуторского я знал заочно с 1967 года, когда она училась в аспирантуре вместе с моим отцом Шодиевым Давроном Шодиевичем на кафедре методики физики Московского областного педагогического института имени Н.К.Крупской. Аспирантуру они закончили в 1969 году с защитой кандидатских диссертаций. Научным руководителем у них был советский педагог, учёный-методист, профессор Сергей Иванович Иванов. Он являлся основателем научной школы по методике обучения физике. Сергей Иванович на много лет опередил своё время, заложил основные направления развития методики обучения физике. В последующем мой отец стал заслуженным учителем Узбекистана (1982), заслуженным деятелям науки Узбекистана (1998), доктором педагогических наук (1987), профессором.

Анализ функционирования методической школы С.И. Иванова позволил Ларисе Николаевне выделить два вида применяемой в этой школе регулятивной деятельности, она назвала их регулятивно-эвристической и регулятивно-программной. Первая – это «мягкая» регуляция совещательного типа, делающая акцент на самоопределение и инициативу личности исследователя – ученика школы; вторая – «жесткая» директивная регуляция, при которой регламентируется исследовательская деятельность: требования к отточености формулировок целей и задач, узкой сферой применения ведущих идей для решения конкретных научно-методических задач, регламентацией видов научно-исследовательской деятельности, теоретической и экспериментальной обоснованностью выводов и рекомендаций.

Благодаря методической школе С.И. Иванова Даврон Шодиевич и Лариса Николаевна после окончании аспирантуру продолжали совместную научную работу. Так, они совместно издали книги [1-5].

Когда после защиты диссертации Л.Н.Хуторская начала работать в Калужском государственном педагогическом институте им. К.Э.Циолковского в Калуге, я начал переписываться с ней и с её сыном Андреем Хуторским. Первая наша встреча с Ларисой Николаевной состоялся в 1978 году, когда я приехал в город Гродно поступать на физический факультет в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Тогда меня не приняли связи с тем, что не было направления в Министерство Просвещения СССР. После мы с Ларисой Николаевной встретились в 1983 году на Всесоюзной конференции в городе Карши республики Узбекистан, которую организовал мой отец. Тогда же я встретился с Андреем Викторовичем Хуторским.

Вот мы с Андреем Викторовичем продолжили их традицию. Мы оба защитили кандидатскую диссертацию под руководством Юрия Ивановича Дика в НИИ СиМО АПН СССР. Я и Андрей Викторович в аспирантуру поступили, будучи учителями, случай по тем временам довольно редкий.

В 1986 году я, Андрей Викторович и Лариса Николаевна встретились в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена на конференции «Герценовские чтения». Начиная с этого года и до 1993 года мы с Ларисой Николаевной каждый год встречались в Москве у Серафимы Фёдоровны Шиловой.

Андрей Викторович открыл свою научную школу и работает в России. Я до 2008 года ездил в Москву дорабатывал под руководством Ю.И.Дика подготовленные академиком Н.М. Шахмаевым программы по физике для 7-11 классов общеобразовательных школ (М. Дрофа 2000 г. с.69-79, с.166-177) и комплект учебников. В то время мы с Андреем Викторовичом часто встречались, когда он был заместителем директора по научной работе НИИ СиМО РАО.

В процессе работы Л.Н.Хуторская исследовала закономерности жизни и деятельности выдающихся ученых, изучала проблему семейных династий в науке. Лариса Николаевна изучала феномен научных школ в науке, исследовала воспитательную и образовательную роль этих школ, поскольку школа – это всегда проблема педагогическая.

Лариса Николаевна принадлежала трём научным школам: 1) научной школе по методике физике МОПИ им. Н.К.Крупской, г. Москва под руководством проф. С.И. Иванова; 2) научной школе по методике физики на базе кафедры Гродненского государственного университета; 3) научной школа человекосообразного образования под руководством д.п.н. А.В. Хуторского, её сына, г.Москва.

Лариса Николаевна оставила много работ по педагогике и методике обучения. Вообще, можно сказать, что она в хорошем смысле учила всех и везде. Любой, кто с нею общался, вынужден был осмысливать, что и как он делает, каковы его цели, какие у него планы и перспективы на будущее, что он сделает для достижения своих задач.

Самая большая награда и оценка творческого труда талантливого педагога и ученого – это признание, искреннее уважение коллег, студентов, аспирантов, учителей, школьников. Надеюсь, что научные труды Ларисы Николаевны Хуторской позволят сохранить и приумножить память о её научном наследии.

Литература

1. Хуторская Л.Н., Шодиев Д.Ш. Методика организации самостоятельных работ студентов пединститутов. – Ташкент: Фан, 1980. – 180 с.;
2. Шодиев Д.Ш., Хуторская Л.Н., Муминходжаев К. Методика организации самостоятельных работ студентов по физике. – Ташкент: Укитувчи, 1980. – 144 с. (На узбек. языке);
3. Преподавание физики в 9 классе средней школы: Кн. для учителя / Р.Д. Минькова, Л.Н. Хуторская, Н.М. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
4. Преподавание физики в 10 классе средней школы: Кн. для учителя / Р.Д. Минькова, Л.Н. Хуторская, Н.М. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
5. Преподавание физики в 11 классе средней школы: Кн. для учителя / Р.Д. Минькова, Л.Н. Хуторская, Н.М. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

 


Для ссылок:

Шодиев У.Д. Воспоминания о Ларисе Николаевне Хуторской.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Л.Н. Хуторская; 05.12.2015 г. – http://khutorskoy.ru/khutorskaya/



© А.В.Хуторской, 1997—2021