:ХУТОРСКАЯ Л.Н.

Во славу прожитых лет и свершённых дел посвящается памяти Ларисы Николаевны Хуторской


Шилова Серафима Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, г.Москва

Первая моя встреча с Ларисой Николаевной была после успешных для неё приёмных аспирантских экзаменов в сентябре 1966 года. Знакомство началось с настойчивой просьбы Ларисы Николаевны: согласиться сотрудничать для обучения в аспирантуре под руководством Сергея Ивановича Иванова – известного методиста, заведующего кафедрой методики преподавания физики МОПИ им. Н. К. Крупской. При этом она добавила «Не пожалеете», что в последующей жизни оправдалось.

В первый год своего обучения в аспирантуре Л.Н. Хуторская участвует в организации научно-практической конференции и делает доклад по теме исследования: «Основные задачи в руководстве чтением дополнительной литературы по физике в средней школе» [3].

Как аспирант II года обучения Л.Н. Хуторская публикует статью «Педагогические требования к содержанию научно-популярной литературы по физике» в Учёных записках МОПИ [4].

За время обучения в аспирантуре ей удалось опубликовать 10 статей. Это произошло из-за её трудоспособности и целеустремлённости. Тому способствовал и скрытый талант, проявившийся и развившийся во время обсуждений на семинарах и конференциях. Опыт публикаций был заложен в практической деятельности учителя физики в школе. Об этом свидетельствует, например, её статья «Использование дополнительной литературы в процессе обучения физике» на III научной конференции 1966 года в г.Калуге [6].

Благодаря высокой работоспособности, жертвенности, энергичности, незаурядной эрудиции Лариса Николаевна смогла провести исследование по теме диссертации «Методика использования дополнительной литературы на уроках физики учащимися средней школы» [1] в кратчайший срок. О результатах исследования ею было доложено в 1968 году на межвузовской научно-практической конференции по преподаванию физики и астрономии в средней и высшей школах при Московском областном педагогическом институте имени Н. К. Крупской. Кроме того, в решение этой конференции по предложению Ларисы Николаевны были внесены рекомендации оргкомитету: обратиться в государственный комитет по печати и издательству с ходатайством об увеличении тиража научно-популярной литературы для школьников начальной школы, подростков и старшего возраста.

В 1970 году на заседании Учёного Совета физико-математического факультета МОПИ им. Н.К. Крупской Лариса Николаевна успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Использование дополнительной литературы по физике в учебном процессе» под руководством научных руководителей: кандидата педагогических наук, доцента С.И. Иванова, кандидата педагогических наук, доцента С.Ф. Шиловой. Официальными оппонентами были доктор педагогических наук В.Н. Фёдорова и кандидат физико-математических наук А. С. Повалишникова.

На диссертационную работу Л.Н.Хуторской положительный отзыв дала академик Н. В. Усова и она же прислала ей приглашения на участие в конференциях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Лариса Николаевна несколько раз была активной участницей этих, а также других форумов, иногда совместно с сыном – Андреем Викторовичем Хуторским [10].
За время обучения в аспирантуре, на стажировках, участия в конференциях и семинарах, проходивших в Риге, Ленинграде, Владимире, Тбилиси, Душанбе, Ташкенте и других городах Советского Союза, Л.Н. Хуторская своей глубиной и широтой интересов, природной обаятельностью завоевала авторитет среди аспирантов и преподавателей. Они часто обращались к ней за помощью в написании статей, авторефератов и диссертаций.

С помощью Ларисы Николаевны аспирант того же года поступления Даврон Шодиев из города Карши Узбекистана сумел подготовить свою диссертацию к сроку их защиты, которая проводилась в один день. В институте многие позавидовали кафедре методики преподавания физики МОПИ успешной защите сразу двоих аспирантов.

После защиты диссертации по направлению Министерства Просвещения СССР Лариса Николаевна уезжает в Белоруссию, в г. Гродно, на кафедру физики Гродненского университета и работает здесь в должности старшего преподавателя, зав. кафедрой, доцента до конца своих дней – 13 сентября 2004 года.

Переезд в Гродно потребовал от Ларисы Николаевны направить профессиональную деятельность на осуществление задач, поставленных перед кафедрой вуза. Большую работу она проводит не только со студентами, но и с учителями Гродненской области. Свидетельство этих достижений – результаты работы учителей и преподавателей университета, раскрытые в материалах статей сборников Гродненского университета. Её коллеги писали: «Мы были удивлены глубиной и широтой её интересов».

Регулярно, благодаря своей высокой работоспособности, Лариса Николаевна участвует в научно-практических конференциях на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии. Профессиональная деятельность Л.Н. Хуторской раскрывается в содержании её выступлений на конференциях, проходящих в разных городах СССР: в Москве, Ленинграде, Калуге, Челябинске, Новосибирске, Нижнем Тагиле, Риге и др.

После защиты диссертации наши с Ларисой Николаевной дружеские отношения сохранялись и укреплялись семейными отношениями. Нас называли подругами. Благодаря взаимному пониманию проблем методики обучения физике, мы обратились к проблеме не только обнаружения ошибок и затруднений обучающихся по физике, но и также предупреждению ошибок и затруднений обучающихся физике в основной, средней и высшей школе [7; 8; 9]. Ошибки и затруднения учащихся можно диагностировать с помощью наблюдения за выполнением домашних заданий по учебным материалам, взятым из новых учебников. Л.Н. Хуторская обнаруживает, что ошибки и затруднения учащихся возникают как продолжение выполнения домашних заданий по учебным материалам новых учебников. Ею проведён анализ затруднений в педагогической деятельности учителей и предложены способы работы с ошибками в обучении. К сожалению, решение этой проблемы пока ещё не удалось довести до завершения.

Внеурочная деятельность школьников продолжает интересовать Ларису Николаевну и после защиты кандидатской диссертации. Она предлагает использовать учениками дополнительные знания, которые добываются ими с помощью разных источников [5]. Уже тогда в работах Л.Н. Хуторской прослеживается идея проектной деятельности учащихся.
Л.Н. Хуторская в своих трудах постоянно направляет учителя на интеллектуальное развитие обучаемых. Она активно участвует в разработке программ спецкурсов общего и педагогического образования, ориентирует вузовских преподавателей на создание и внедрение новых методов и технологий подготовки современных педагогических кадров. Она вовлекает в научные исследования студентов, результаты их исследований обсуждаются на научно-практических конференциях, печатаются в сборниках. Ею разработана модель методической системы изучения современной физики для студентов специального профиля.

Главными критериями профессиональной деятельности Л.Н. Хуторской всегда были преданность идее просвещения, научный подход к проблемам обучения физике, желание способствовать успешности учеников и педагогов. Она успешно руководит аспирантами, которые защитили кандидатские и докторские диссертации. Многие её ученики активно участвуют в конференциях МОПИ (МОПИ, МПУ), публикуются в сборниках кафедры методики преподавания физики.
Л.Н. Хуторская была инициативным организатором международных научно-практических конференций, направленных на содействие международному сотрудничеству ближайшего Зарубежья и проведению совместных научных исследований по решению комплексных задач.

Её идеи, заложенные в методических пособиях, книгах используются в современных школьных учебниках в свете функций исторического знания, развития интереса к физике.

Ещё в начале педагогической деятельности Лариса Николаевна издала книгу «Мечта и космос» [2] о замечательном учёном, изобретателе первых космических кораблей – К.Э. Циолковском. Название книги навеяно окружающей средой города Калуги, где проживала Лариса Николаевна и её юные читатели имели возможность посетить Музей истории космонавтики и дом-музей К.Э.Циолковского. Книга «Мечта и Космос» отражает её стремление ознакомить учащихся с изобретательской деятельностью К.Э. Циолковского. И в других своих трудах она направляет обучаемых на реконструкцию прошлого, использует антропологический метод в познании. С помощью этого метода она предлагает отразить «человеческое» наполнение истории, присутствие человека в конкретных событиях. По определению доктора наук, профессора В.В. Журавлева, антропологический подход воссоздаёт внешние обстоятельства жизни отдельных поколений, как бы «погружает» школьника во внутренний мир людей той или иной эпохи. «История раскрывает себя через Человека, а Человек – через Историю» [11]. Пример – известные опыты по изучению условий плавания тел по закону Архимеда в курсе физики 7 класса.

Теоретической основой научных трудов Л.Н. Хуторской являются следующие положения, принципы, закономерности, идеи:

• Применение деятельностного подхода к обучению направляется на формирование научных методов познания на практике, на формирование умения самостоятельного проведения экспериментальных исследований.
• В её работах используются и развиваются общенаучные принципы историзма, сопоставления, преемственности, принципы теоретического обобщения.
• Знакомство учащихся с экспериментом предполагает раскрытие функций, структуры, содержания действий, операций, характеристик для его проведения.
• Для Л.Н. Хуторской важна роль исторического материала в обучении. Предложенный ею биографический метод позволяет сообщать важные мировоззренческие знания, формировать определённые убеждения при изложении исторических открытий.
• Научная фантастика введена в контекст школьного обучения. Книга «Мечта и Космос» отмечена в статье академического сборника, посвящённого методологическим рекомендациям по использованию на уроках исторического материала.

В целом, Лариса Николаевна сложилась как неординарная личность: это проявилось и в организации её семейной жизни. Будучи ограниченной в материальных ресурсах того времени, она находчиво составляла творческие проекты жилья вплоть до простейшего интерьера, благодаря своей находчивости.

С большой материнской любовью Лариса Николаевна относилась к своему сыну, невестке, внучке. Она заботилась об их образовании, и они достигли больших успехов.

Литература

1. Хуторская Л.Н. Использование дополнительной литературы по физике в учебном процессе: Автореф. дис... канд. пед. наук по методике преподавания физике. - М.: МОПИ им. Н.К.Крупской, 1970. - 20 с.
2. Хуторская Л.Н. Мечта и космос. Использование научно-фантастических произведений К.Э.Циолковского в курсе физики средней школы. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1975. - 112 с.
3. Хуторская Л.Н. Основные задачи в руководстве чтением дополнительной литературы по физике в средней школе. «Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской», т. 226, М., 1969.
4. Хуторская Л.Н. Педагогические требования к содержанию научно-популярной литературы по физике. «Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской», т. 227, М., 1970 г.
5. Хуторская Л.Н. О некоторых формах работы с дополнительной литературой на уроках физики // Физика в школе. – 1969. - № 6.
6. Хуторская Л.Н. Использование дополнительной литературы в процессе обучения физике. // Тезисы докладов на XIII научной конференции». Калуга, 1966.
7. Хуторская Л.Н., Шилова С.Ф. Формы реагирования учителя на ошибочные ответы учащихся как элемент педагогической культуры // Мировоззренческие основы формирования и развития педагогической культуры. - Брест: Ч.5. Министерство нар. образ. БССР, Брестский педагогический институт им. А.С. Пушкина. – Брест, 1990.
8. Хуторская Л.Н., Шилова С.Ф. Ошибки как средство создания проблемных ситуаций при обучении физике // Методологические, дидактические и психологические аспекты проблемного обучения физике : Тез. докл. Всесоюз. научно-методич. конф. – Донецк: ДГУ, 1990.
9. Хуторская Л.Н., Шилова С.Ф. Ошибки как средство создания проблемных ситуаций при обучении физике // Методологические, дидактические и психологические аспекты проблемного обучения физике : Тез. докл. Всесоюз. научно-методич. конф. – Донецк: ДГУ, 1990.
10. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Проблемное изучение фундаментальных физических постоянных // Тез. докл. VIII конф. препод. физики высших учебных заведений Прибалтийской зоны СССР. - Вильнюс, 1983. - С.142.
11. Журавлёв В.В. Газета «Народный учитель», №4, 25 марта 2014 года, сайт http://www.nu.mgou.ru

 


Для ссылок:

Шилова С.Ф. Во славу прожитых лет и свершённых дел посвящается памяти Ларисы Николаевны Хуторской
 [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Л.Н. Хуторская; 05.12.2015 г. – http://khutorskoy.ru/khutorskaya/



© А.В.Хуторской, 1997—2021