: ХРОНИКА БЫТИЯ

Дистанционное просвещение

 
 

20.10.2005 г.

Чем занимаются те, кто считает, что занимается ДО. Рефлексивные суждения, возникшие и озвученные во время Интернет-конференции в Московском областном государственном университете.

 

Последние лет пять мне совсем неинтересно посещать очные конференции, посвященные дистанционному образованию.

Одно и то же.

Одни выступающие пересказывают то, что они прочитали или услышали про дистанционное обучение/образование/технологии. Другие - пытаются за несколько минут "передать" свой сетевой опыт, что гораздо успешнее сделает их сайт. Третьи - настойчиво расхваливают свои программные продукты или обсуждают проблемы пропускной способности каналов. Есть еще те, кто слушает всю эту разношерстную братию (где еще в одном месте соберёшь вместе компьютерщиков, педагогов и чиновников?)

Надо сказать, что сегодняшняя конференция в МОГУ прогрессивно отличалась по своей задумке от обычных очных мероприятий по ДО. Дело в том, что участники этой Интернет-конференции находились в разных местах Московской области, а не только в Московском областном государственном университете. Связь между всеми осуществлялась с помощью установленных веб-камер. Но экране были видны 6 изображений с удаленными друг от друга коллективами. Докладчики выступали из разных мест и, несмотря на небольшие технические трудности, все могли слышать и видеть выступления всех.

Но на этом возможности сетевого взаимодействия, к сожалению, ограничились. Прослушивание докладов было основным видом деятельности. Что поделаешь, сила традиции. Интерактивность, дискуссии, совместный продукт-результат - эти возможности телекоммуникаций ждут своей реализации.

В самом деле, чисто очная форма проведения конференций о дистанционном образовании - несуразица. Это как если бы мы учили плавать без воды, обсуждали особенности причесок в сообществе лысых или катались на лыжах в пустыне Сахара.

Всё-таки форма должна соответствовать содержанию. Согласитесь, странно было бы слушать 2-часовую лекцию про метод мозгового штурма или преимущества деловых игр. Куда эффективнее провести эту самую деловую игру или штурм, тогда люди в своей деятельности поймут всё гораздо лучше. А чтобы они усвоили приобретенный опыт, дать рефлексивную схему его осознания, теорию вопроса, но ПОСЛЕ того, как деятельность осуществлена.

Но вернемся на конференцию.

Похоже, что моя ежедневная многочасовая деятельность в сети, десятки e-mail в день и прочие "компьютерности" сыграли со мной свою шутку. Я почти отучился от очных заседаний. Привычка работать с информацией, а не ждать, пока она появится, совершенно по-другому заставляет воспринимать устную речь. Слушание докладчиков становится для меня уже каким-то анахронизмом. Слушаешь-слушаешь выступающего, и хочется или воспользоваться "прокруткой", или открыть другую страницу, или, если появилось что-то интересное, "нажать на гиперссылку".

В отдельные моменты докладов начинаешь думать о своем, придумывать что-нибудь. Например, глядя на 6 экранов с веб-камер удаленных участников сегодняшней конференции подумал, что вот бы хорошо прошел такой приём:

Каждая группа представляет свою точку зрения на общую проблему. Все участвуют в сопоставлении этих точек. По итогам обсуждения фиксируется спектр позиций по проблеме. В результате имеем оргдеятельностную технологию в дистанционном режиме и конкретный, новый для каждого результат.

 

Выступает проф. А.А.Андреев - на мой взгляд, самое педагогическое выступление, потому что была импровизация, ситуативность, множество связок с предыдущими докладчиками

 

И вот, наконец, моё выступление. Начал его с того, что рефлексивно сформулировал четыре уровня обсуждения проблем дистанционного образования на нашей конференции:

1. Дистанционное просвещение.

2. Дистанционное обеспечение.

3. Дистанционное обучение.

4. Дистанционная наука.

Дистанционное просвещение - это донесение до всех заинтересованных и не очень заинтересованных - прелестей, преимуществ и возможностей, которые таят в себе информационные и телекоммуникационные технологии обучения. Это миссионерская задача, которая с разной степенью успешности повторяется из года в год. Не значит, что она не нужна. Нужна. По крайней мере вопросов типа "Быть и ли не быть дистанционному образованию" в последнее время становится все меньше.

Дистанционное обеспечение. Это как раз проблемы софта и железа. А также ресурсных центров, электронных библиотек и т.п.

Дистанционное обучение. - Реальный практический опыт преодоления дистанции, разделяющей участников учебного процесса. Наиболее интересное направление выступлений, всегда привлекает внимание слушателей.

Дистанционная наука. А точнее - научное осмысление опыта ДО и фиксация проблем, относящихся к педагогике, дидактике, методикам ДО. Этого до сих пор не хватает. Нужны новая педагогика, психология, дидактика. Такие, которые объясняли бы существующую и предсказывали будущую реальность.

В каждом из этих четырёх пластов обсуждения есть свои специалисты, инициаторы, генераторы. Каждый пласт необходим хотя бы потому, что он есть.

Такова, на мой взгляд, рамочная структура позиций на большинстве очных мероприятий по ДО. Что же касается дистанционных мероприятий, посвященных дистанционному образованию, то они более соответствуют своим задачам. И слава Богу, что телекоммуникации начинают использоваться при обсуждении телекоммуникаций. Процесс пошел. Так скоро дойдем и до дистанционных форм других видов научной деятельности, например, до защиты диссертаций в онлайне...

Итак, главное:

  • Для обсуждения телекоммуникаций нужны телекоммуникации.
  • ДО должно обсуждаться в форме ДО.
  • Делай что говоришь. Говори что делаешь.

© А.В.Хуторской

P.S. И напоследок ещё одно фото, на котором я сижу рядом с организатором этой замечательной Интернет-конференции - Мариной Ефимовной Вайндорф-Сысоевой, директором Центра дистанционного образования МГОУ.
 

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023