Школа русского космизма
Школа русского космизма - это модель школы, в основе которой
лежат учения отечественных философов-космистов: Н.Ф.Фёдорова,
Вл.Соловьёва, П.А.Флоренского, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского,
А.Л.Чижевского, Д.Л.Андреева, Н.К.Рериха и других.
Имеется по крайней мере два понимания Школы русского
космизма: 1) научная школа, 2) общеобразовательная школа. Далее мы будем
говорить об общеобразовательной школе.
В "чистом виде" общеобразовательной школы русского космизма в настоящее время не
существует. Отдельные элементы данной модели реализованы в школах смежной
ориентации, например, в Школе
свободного развития (п.Черноголовка Московской обл.), в
Боровской ноосферной
школе (г.Боровск Калужской обл.), Центре
дистанционного образования «Эйдос» и др.
Теоретической основой Школы русского космизма выступает
педагогика русского
космизма.
Идеи, лежащие в основе Школы русского космизма
-
Вселенскость мира и человека, их равновеликость в
бесконечном проявлении. Предназначение человека - вселение в свой дом, во
Вселенную. (Таков смысл русского термина "Вселенная").
-
Образование человека - это личное самосозидание,
расширение микрокосма до подобного ему макрокосма. Взаимопроникновение
внутренних (микро) и внешних (макро) сфер посредством таких каналов, как
органы чувств, языки, молитвы.
-
Ширь русской земли, русской души. "Наш простор служит
переходом к простору небесного пространства" (Н.Ф.Федоров).
-
Активная творческая эволюция человека и мира.
Самопревосходящее движение человека от низшей свободы к высшей, к
богочеловеку.
-
Синтез наук на нравственной основе, их объединение во
всеобщую космическую науку о жизни. Вершина научной мысли - персонализм,
жизнь личностная, духовная, бесконечная.
-
Метапредметы – учебные дисциплины, содержащие
определенный набор личностно-ориентированных первосмыслов.
-
Образование человека - это его движение в направлении
первосмыслов, стягивающих воедино первоосновы бытия.
-
Соборность человечества в единстве своих поколений.
Преодоление смерти.
Первосмыслы содержания образования
Первосмыслы - это ключевые понятия, явления, сущности, охватывающие определённую
область познаваемого мира. Примеры первосмыслов: число, цифра, буква, звук,
знак, цвет, человек, небо, цветок, имя. Именно в направлении первосмыслов
происходит образовательное движение ученика. Это движение может быть разного
рода: физическое (экскурсии, походы), эмоционально-образное (оживление букв и
цифр), интеллектуально-мыслительное (расшифровка или создание символа) и другие.
Учёные-космисты в своих работах всегда обозначали и
исследовали то, что мы называем первосмыслами: всеединство мира (Вл.Соловьёв),
стихиалии (Д.Андреев), София, слово, имя (П.Флоренский), ноосфера, биосфера
(В.И.Вернадский), воскрешение (Н.Ф.Фёдоров), лучистое человечество
(К.Э.Циолковский).
Первосмысл всегда содержит в себе проблему, познавая и
проживая которую, человек проникает в глубины бытия. Первосмысл характерен для
целостного понимания мира, зачастую он внепредметен, универсален. Например,
первосмысл числа выходит за рамки предмета математики и выводит к пониманию
единства природы и культуры, общности чисел, букв, фигур.
Учебные метапредметы
Греческое "мета" означает то, что идёт "после, за, через" чего-либо. Метафизика
всеединства Вл.Соловьёва, например, подразумевает созерцание и отыскание единой
сути вещей, следующей непосредственно за самими вещами. Метаисторией называет
Даниил Андреев совокупность процессов инобытия, которые "просвечиваются" в виде
обычной истории. Конкретная метафизика П.А.Флоренского через исследование
символов (т.е. первосмыслов) рассматривает духовный мир, который сокрыт за миром
чувственным, физическим.
Потребность в учебных метапредметах возникает тогда, когда
осознаётся наличие глубинных основ, стоящих за обычными учебными предметами типа
физики, истории, математики. Таковые основы, названные нами первосмыслами, имеют
взаимосвязь и иерархию. И чтобы не быть в обучении разобщённым набором
главностей, они требуют своего предметного оформления. Тогда и рождаются
метапредметы – учебные образовательные дисциплины, охватывающие определённую
связку первосмыслов. В практике нашей деятельности разработаны и осуществлены в
обучении такие метапредметы, как "Мироведение", "Числа", "Культура", "Диалог
русской и английской культур". Изданы методические пособия для учителей, сняты и
смонтированы видеофильмы из опыта работы.
Возможно ли создание и работа Школы русского космизма?
Возникает закономерный вопрос – возможно ли создание и работа
Школы русского космизма в качестве целостного образовательного учреждения? В
режиме дополнительного образования это возможно, но в качестве особой
общеобразовательной школы при сегодняшних условиях возможны лишь отдельные
принципы и подходы к обучению. Видимо, ещё не пришло то время, когда соберётся
"критическая масса" людей, технологий и возможностей для реализации целостного
образовательного процесса, построенного на педагогике русского космизма.
Требуется разработка структурных форм, принципов организации такой школы.
Необходимо определить роль учеников и учителей в ней, характер взаимоотношений
школы с социумом, с государственной и мировой системой образования. Нужна,
наконец, государственная воля и условия для создания
национально-ориентированного типа образования и соответствующего
образовательного учреждения.
Пока же имеется идея Школы русского космизма, её образ,
модель, отдельные элементы, реализованные опытно-экспериментальным путём.
Несмотря на то, что к идеям космизма в традиционной педагогической среде иногда
относятся как к "педагогической фантастике", уже есть научно-обоснованные
наработки философско-педагогических основ такой школы. Есть и люди - педагоги,
философы, специалисты, которые мечтают, задумываются и пытаются что-то делать в
данном направлении. Проводятся научные конференции, издаются книги и статьи. И,
наконец, есть практически осуществляемые предметы и технологии, которые
действуют локально, вкраплённо в общеобразовательный процесс или в систему
дистанционного образования. Всё это подготавливает содержание деятельности
будущей Школы русского космизма.
Хроника создания школы русского космизма
Ниже приведена хроника известных мне действий и событий,
имеющих отношение к вопросу о школе русского космизма. Большей частью они
территориально относятся к подмосковному научному городку Черноголовка, где я
работал в 1990 - 1997 гг.
1990 г., ноябрь - Постановка проблемы создания
педагогики русского космизма. Публикация статьи А.Хуторского "Каждый человек -
это Вселенная" ("Черноголовская газета", №1, 16 ноября 1990 г.).
1990 - 1991 гг. - Создание и работа в Черноголовке
воскресной гуманитарной школы. Появление и ведение метапредмета "Мироведение" с
учениками 5-х классов.
1991 г., август - Презентация школьной концепции на
I-м Международном фестивале новых школ (Крым).
1992 г., июнь - Проведение А.В.Хуторским цикла занятий
во время I-й встречи организаторов частных школ (г. Джубга).
1992 г., июнь - Публикация концептуальной статьи
А.В.Хуторского "Свободное образование" в журнале "Частная школа" (1992 г., № 1).
1992 г., июль - Учреждение в п. Черноголовка частной
школы (ИЧП "Школа свободного развития"), опирающейся на философию и педагогику
русского космизма.
1992 - 1994 гг. - Обучение детей 1-3 классов в Школа
свободного развития (п. Черноголовка). Разработка и публикация учебных программ
и методик по учебным метапредметам: "Мироведение", "Числа", "Природа",
"Культура" и др.
1992 г., ноябрь - Проведение А.В.Хуторским
оргдеятельностных семинаров для организаторов и педагогов инновационных школ в
Перми и Магнитогорске.
1993 г., март - Выступление А.В.Хуторского на IV-й
встрече организаторов частных школ (Лекция на тему "Три типа образования").
1993 г., август - Учреждение в Москве частной школы
индивидуального развития "Мыслитель" (Е.М. и Е.А.Николаевы), в концепцию которой
положены принципы работы уже действующей Школы свободного развития и положения
русского космизма.
1993 г., ноябрь - Публикация программной статьи
А.В.Хуторского "Педагогика русского космизма" в журнале "Частная школа"(1993, №
2).
1994 г., март - Рецензия на концепцию школы в журнале
"Новый мир" (1994 г., № 2).
1994 г., август - Прекращение учебной деятельности
Школы свободного развития в п. Черноголовке вследствие выселения её из
арендуемых помещений.
1994 г., сентябрь - Переезд Школы свободного развития
в г. Ногинск по приглашению зам. главы города В.Лебедева. Запуск и продолжение
учебного процесса при поддержке АО "Глуховский текстиль" и кооператива
"Константин". Набор и обучение детей 4 - 10 лет.
1991 - 1997 гг. - Проведение цикла оргдеятельностных
семинаров на базе Школы свободного развития с целью разработки и развития
педагогической концепции русского космизма. Участие в семинарах около 700
учителей из гг. Томска, Перми, Тюмени, Самары, Екатеринбурга, Москвы, Соснового
Бора, Магнитогорска, Новосибирска, Челябинска, Белгорода, Киева, Самарканда и
др.
1997 - Прекращение деятельности Школы свободного
развития ввиду её выселения местной администрацией из занимаемого помещения (г.
Ногинск).
1997 - 2017 - Научное развитие идей педагогики и школы
русского космизма. Публикация статей, книг, выступления на конференциях.
Использование наработок педагогики русского космизма для проектирования
общеобразовательных стандартов, разработки дистанционных технологий и методик
обучения.
2018, 19 сентября - Выступление Хуторского А.В. на
53-х Научных Чтений памяти К.Э.Циолковского с докладом
Педагогические основания школы русского космизма.
Предложение создать Школу русского космизма в Калуге
– http://khutorskoy.ru/be/2018/0919/.
2018, 25 сентября - Институт образования человека объявил проект для
школ "Космический класс" -
https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Cosmic_Classes.pdf
---
P.S. Одним из самобытных космистов является К.Э.Циолковский. С этим учёным меня
связывает не только мой родной город Калуга, но и пединститут его имени, который
я окончил в 1981 году, а также то, что мой дед возил когда-то сено Циолковскому.
Но всё же главной причиной связи и внимания к работам К.Э.Циолковского и других
космистов я считаю их вселенское умонастроение, которое близко моему
мировоззрению. Это привело к тому, что уже более 20 лет одним из моих
направлений научно-педагогической деятельности является педагогический аспект
русского космизма.
Публикации
Хуторской А. Каждый человек - это Вселенная //
Черноголовская газета. - 1990. - №1. - 16 ноября.
Хуторской А.В. Педагогика русского космизма // Частная школа. - 1993. - №2.
- С. 11-22.
Хуторской А.В.
Космическое ли это воспитание? // Учительская газета, 1995. -
№26. - 14 июня. - С. 12.
Хуторской А.В.
Виртуальное образованиe и русский космизм // Интернет-журнал
"Эйдос". - 1999. - 5 января. - В
надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. См.
также http://www.sufism.ru/barzah/cosm02.htm
Хуторской А.В. Эвристический смысл педагогики русского
космизма // Духовно-нравственная культура преподавателя ВУЗа XXI века: Материалы
международной конференции "Духовное возрождение на основе синтеза науки,
религии, кльтуры, образования". – М.: МГТА, 2002. – С.56-58.
Хуторской А.В. Педагогическое развитие русского
космизма // Известия Международной славянской академии образования им.
Я.А.Коменского. – 2005. - №3. – С.41-45.
Хуторской А.В.
Философия русского космизма как аксиологический базис
отечественного образования // Труды научного семинара «Философия – образование -
общество» / Под ред. В.А.Лекторского. – М.: НТА «АПФН», 2005. (Сер.
Профессионал). – Т.II. – С. 142-152.
Хуторской А.В. Школа русского космизма. [Электронный ресурс]
// Вестник Института образования человека. – 2012. – №1. - С.29.
http://eidos-institute.ru/journal/2012/100/. – В надзаг: Института
образования человека, e-mail:
vestnik@eidos-institute.ru
Хуторской А.В.
Русские космисты.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
20.02.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/0220/
---
Для ссылок:
Хуторской А.В.
Школа русского космизма
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт –
Научная школа. –
http://khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/school_of_russian_space.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости в
Фэйсбук,
Твиттер.
|