:НАУЧНАЯ ШКОЛА

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Эвристическая школа А.В. Хуторского


Эвристическая школа – это школа, которая работает по концепции эвристического обучения.

Дидактическая эвристика – теория и технология эвристического обучения (А.В. Хуторской).

Теорию и технологию эвристического обучения разработал и применил в практике обучения A.В.Хуторской. Начиная с 1992 года концепция эвристического обучения разрабатывалась и применялась в Школе свободного развития (п. Черноголовка Московской обл.).

Затем данная концепция получила развитие в работе Центра дистанционного образования "Эйдос", который за 20 лет провёл более 700 дистанционных эвристических олимпиад с числом участников - около 300 000 человек.

Данная технология совершенствовалась и развивалась, появлялись её варианты. Технология имеет особенности в очном и дистанционном исполнении, для младших и старших школьников, студентов, педагогов.

С 2016 года школы участвуют в инновационном проекте "Эвристический класс" - технологии эвристического обучения применяются в рамках одно го класса (25 учеников + 5 учителей).

Эвристическое обучение (от греч. heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю) – педагогическая технология, ориентирующая на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (личностных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся.

Цель эвристического обучения – самореализация учащихся, развитие их одарённости через продуктивную образовательную деятельность (обучение через открытия).

 

Литература

  1. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.

  2. Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.

  3. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. - 1996. - №6. - С.18-32.

  4. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

  5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

  6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")

  7. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).

  8. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. 1998. №4. С. 55–75.

  9. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., МПГУ, 1998. – 37 с.

  10. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра». — 2002. — № 36. - http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/

  11. Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С . 144-154.

  12. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  13. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  14. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  15. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Эвристическая школа.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science

 

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, ЖЖ, Твиттер.



 


© А.В.Хуторской, 1997—2012

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо

Научная школа A.В.Хуторского. Центр дистанционного образования

:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Центр дистанционного образования

Центр дистанционного образования — модель распределенного сетевого образовательного учреждения. Его назначение — организация очно-дистантной образовательной деятельности участников учебного процесса, находящихся территориально в различных населённых пунктах, имеющих доступ к Интернет. Данная модель воплощена в реально действующей организации — Центре дистанционного образования «Эйдос», основы деятельности которого строятся на принципах Научной школы А.В.Хуторского.

Центр дистанционного образования «Эйдос»

Центр дистанционного образования «Эйдос» — некоммерческое негосударственное образовательное учреждение (ННОУ), учреждёно в 1998 году в России.

Миссия Центра дистанционного образования «Эйдос» - развитие сетевого творческого потенциала отечественного образования средствами телекоммуникационных педагогических технологий и ресурсов. Научно-практическая, инновационная и образовательная деятельности ЦДО «Эйдос» сосредоточены в области Интернет-поддержки дистанционного обучения школьников и профессионального развития педагогов.

Основные направления деятельности — научно-педагогические исследования, проведение Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года», дистанционное повышение квалификации педагогов, дистанционное обучение школьников в форме курсов и проектов.

Научная платформа

Деятельность Центра осуществляется на основе концепции человекосообразного образования, которая разработана доктором пед. наук, чл.-корр. Российской академии образования А.В. Хуторским. В основе концепции — личностная культурно-историческая самореализация человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.

В основе образовательной платформы ЦДО "Эйдос" «три кита»: личность, творчество, отечество.

Личностная ориентация — при разработке и проведении дистанционных мероприятий учитываются интересы, особенности, возможности участников. Критерием эффективности обучения выступает личностное приращение и внутренний рост каждого учащегося.

Творческая самореализация учащихся происходит в ходе их продуктивной эвристической деятельности. Главная цель дистанционных курсов, проектов, олимпиад — создание участниками собственной образовательной продукции в изучаемых областях знаний и освоение необходимых для этого навыков и способов деятельности. Ориентация занятий — развитие одарённости учащихся.

Опора на отечественный научный и образовательный потенциал - необходимое условие устойчивости и эффективности образовательной организации. Ориентируясь на открытое образовательное пространство, Центр "Эйдос" в качестве опоры использует традиции отечественной философии и образования.

Реализация принципов человекосообразного образования осуществляется с помощью оргдеятельностных технологий, которые включают целеполагание, индивидуальную образовательную траекторию, образовательную продукцию, рефлексию дистанционных учащихся. Педагогические оргдеятельностные технологии интегрируются с телекоммуникационными. Необходимое условие осознания учащимся и педагогом собственного образовательного приращения - рефлексивная деятельность. Все дистанционные мероприятия Центра включают в себя рефлексивный компонент.

Цель дистанционных курсов, семинаров, конференций, олимпиад и других проектов Центра "Эйдос" - создание их участниками образовательной продукции в изучаемых областях знаний и освоение необходимых для этого навыков и способов деятельности. Такой подход реализуется на основе специально разработанной креативной технологии дистанционного обучения, которая позволяет учащимся выстраивать всегда уникальную траекторию своего образования и обеспечивать продуктивность своей деятельности.

На базе Центра действует распределенная научная школа, ведутся диссертационные исследования - http://khutorskoy.borda.ru

По результатам исследований защищена 1 докторская диссертация и 5 кандидатских.

Организационная структура

Центр дистанционного образования «Эйдос» — учреждение распределенного типа. Педагоги, учащиеся и другие участники проводимых в Центре занятий находятся в разных городах и странах. Их взаимодействие происходит с помощью компьютерных телекоммуникаций, технологий и ресурсов Интернет. Такой технологический базис позволяет создать более гибкую и эффективную организационную структуру по сравнению с традиционными формами организаций. В результате исчезают традиционные разграничения между внутренними и внешними членами организации, собственными и чужими ресурсами.

В составе Центра работают кафедры: педагогики, математики, русского языка и литературы, иностранных языков, информатики, естествознания, обществознания. Имеется сеть региональных представителей в ряде городов.

Центр выпускает Интернет-журнал «Эйдос», имеет электронное издательство и электронный магазин учебной литературы, веб-форумы для школьников и педагогов, чат-школу, электронные рассылки по отдельным направлениям и учебным предметам.

Центр издаёт научно-педагогическую и учебно-методическую литературу в бумажной и электронной формах.

Направления деятельности

Кратко охарактеризуем основные направления деятельности ЦДО «Эйдос».

Научно-практические исследования в области Интернет-образования

В ЦДО «Эйдос» действует принцип, что наука рождается из практики. Невозможно разработать дистанционный курс, не проводя реальных занятий с удаленными педагогами или учащимися. Система дистанционного обучения эффективна лишь тогда, когда опирается на рефлексивный анализ уже существующих процессов. На данной основе в Центре «Эйдос» разработана и успешно действует дистанционная образовательная технология, направленная на творческую самореализацию учащихся и педагогов, выявление и развитие их личностного потенциала.

Сотрудники Центра "Эйдос" ведут опытно-экспериментальную деятельность и диссертационные исследования по актуальным вопросам современного образования, в том числе проблемам дистанционного образования. Центр "Эйдос" имеет тесные связи и совместные проекты с Российской академией образования, вузами. По итогам научно-практических исследований издаются книги и статьи.

Центр "Эйдос" осуществляет научное руководство экспериментальной деятельностью образовательных учреждений и частных лиц, оказывает помощь в проведении диссертационных исследований по педагогике и частным методикам.

Сама деятельность Центра - непрерывный педагогический эксперимент. Дистанционные курсы или другие мероприятия, которые проводятся на протяжении нескольких лет, непрерывно совершенствуются. Развивается концепция, модель и технологии дистанционного образования, разрабатываются новые формы и методы Интернет-обучения. Все научные результаты технологического плана оформляются и воплощаются непосредственно в сетевой работе ЦДО «Эйдос», т.е. имеют прямой внедренческий выход в практику.

Сетевое повышение квалификации педагогов

В Центре "Эйдос" разработана оригинальная оргдеятельностная технология проведения дистанционных курсов. В её основе - организация продуктивной деятельности участников курсов и их коммуникаций - дистанционного обсуждения создаваемой образовательной продукции.

В дистанционных курсах и мастер-классах Центра "Эйдос" участвуют педагоги школ, лицеев, гимназий, администраторы образования, сотрудники Институтов повышения квалификации, вузовские педагоги. На сетевых курсах прошли дистанционную подготовку более 5000 педагогов, в числе которых учителя школ и вузовские педагоги - сотрудники МГУ, МЭСИ, Московского государственного лингвистического университета, Современного гуманитарного университета, Нижегородского, Дальневосточного, Волгоградского, Ивановского, Омского, Иркутского и других университетов и институтов, сотрудники различных фирм и технических центров, педагоги школ, гимназий, лицеев из России и других стран.

Занятия на курсах ведутся с помощью средств телекоммуникаций как сотрудниками ЦДО «Эйдос», так и привлекаемыми учеными и талантливыми педагогами – мастерами своего дела.

Участники дистанционных курсов обеспечиваются материалами по изучаемой тематике, учебными модулями, алгоритмическими предписаниями и технологическими разработками. Руководители курсов рецензируют учебные разработки участников, задают им вопросы, проводят консультации. Во время курсов проводятся чат-дискуссии, защиты выполненных работ и др. Дистанционные курсы ведутся 10-14 дней, мастер-классы - 3-5 дней.

В Центре "Эйдос" разработано и проводится более 300 дистанционных курсов для школьников и взрослых. Учителя – участники дистанционных курсов Центра "Эйдос" повышают свою квалификацию, пишут разработки, получают очередные разряды при аттестации на местах.

Координация деятельности сетевых педагогических сообществ

Центр «Эйдос» ведет работу по формированию и координации деятельности сетевых педагогических сообществ на основе использования Интернет. Такие сообщества образованы вокруг многолетних проектов, проводимых с 1999 года: Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», Всероссийские дистанционные конференции и семинары, Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады, система дистанционного профильного обучения Центра «Эйдос». С 2004 года работают сетевые сообщества учителей-предметников, для которых выпускаются сетевые электронные рассылки.

Сетевые педагогические сообщества концентрируются вокруг следующих Всероссийских мероприятий, разработанными Центром «Эйдос» и ставших традиционными:

• Всероссийские дистанционные августовские педагогические конференции. Более 50 тыс. индивидуальных и коллективных участников. Конференции проводятся с 1999 года ежегодно совместно с Российской академией образования и посвящены вопросам модернизации образования. - http://eidos.ru/conf/index.htm

• Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». Проводится ежегодно с 1999 года. Является школой сетевого мастерства для сотен педагогов. - http://eidos.ru/dist_teacher/index.htm

• Дистанционные методологические семинары. Проводятся периодически. Посвящены вопросам модернизации образования: профильное обучение, компетентностный подход, личностно-ориентированное обучение, информатизация образования. - http://eidos.ru/conf/metodolog/index.htm

• Система дистанционного профильного обучения. Для педагогов и школьников российских школ проводятся специальные дистанционные курсы (профиль-курсы), организуется выполнение и онлайн-защита творческих работ (Эйдос-классы), координируется работа по созданию старшеклассниками портфолио. В рамках данного проекта действует сетевое педагогическое общество координаторов дистанционного профильного обучения.

• Всероссийские дистанционные ученические конференции. Проводятся с 2007 года для школьников и студентов российских школ. Участники конференции представляют свои творческие и исследовательские работы, обсуждают их в режиме форумов. В конференции принимают участие представители научной школы А.В.Хуторского. -http://eidos.ru/project/index.htm

Центр «Эйдос» координирует сетевые объединения, созданные по тематическому и предметному признакам.

Тематические сетевые объединения:

• Локальные координаторы школьной сетевой работы. Это учителя, которые систематически представляют свою школу на всевозможных дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос» - олимпиадах, курсах, проектах, конкурсах.

• Участники дистанционных курсов Центра «Эйдос». Среди всех участников выделяется ядро учителей, которые являются завсегдатаями курсов. Для них выпускается сетевая рассылка.

Предметные сетевые объединения:

• Учителя-предметники (информатики, математики, истории и обществоведения, естествознания, русского языка и литературы, иностранных языков, начальной школы).

Вокруг каждого из вышеназванных мероприятий за несколько лет образовалось сетевое педагогическое сообщество. Профессиональные коммуникации и информирование участников этих сетевых сообществ организуются с помощью следующих форм:

• Модерируемые и немодерируемые сетевые списки рассылки.

• Веб-форумы для педагогов и администраторов образования: педсовет Центра «Эйдос», вопросы проведения дистанционных курсов, олимпиад, проектов.

Проведение Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад

Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады - самая массовая и наиболее успешная форма развития одаренности школьников с помощью Интернет-технологий. Олимпиады проводятся по всем школьным предметам и оказывают существенное влияние на профессиональное развитие педагогов. В год проводится более 60 дистанционных олимпиад. - http://eidos.ru/olymp/index.htm

На основе олимпиадного движения происходит Интернет-поддержка профессиональной деятельности педагогов в направлении вооружения их формами и средствами развития одаренности детей, повышения креативности учебного процесса.

Разработка научно-педагогических и учебно-методических электронных ресурсов

Для педагогов и ученых издается Интернет-журнал «Эйдос», работает магазин электронной учебно-методической литературы.

• Научно-методический Интернет-журнал «Эйдос». – Лауреат Всероссийского конкурса образовательных Интернет-ресурсов и электронных учебных пособий «ИТ-образование в Рунете - 2005». - http://eidos.ru/journal/index.htm

• Электронные издания. Для педагогов предлагаются методические пособия, сборники, программы, описания современных методик и технологий обучения. Все электронные издания подготовлены издательством Центра «Эйдос». Ассортимент магазина постоянно расширяется и обновляется.- http://eidos.ru/shop/index.htm

• Сетевой образовательный список рассылки Eidos-List. Выходит с 5 декабря 1998 года. Вместе со смежными списками рассылки Центра «Эйдос» имеет около 15 тыс. подписчиков. - http://eidos.ru/list/index.htm

Центр занимается рецензированием статей, монографий, подготовкой отзывов на исследования, публикует статьи в Интернет-журнале "Эйдос" и других изданиях.

Сотрудничество с организациями в области Интернет-образования

Основная черта деятельности Центра "Эйдос" – богатейший практический опыт, его научное осмысление и уникальные сетевые педагогические технологии. Имея данный капитал, Центр "Эйдос" вызывает интерес у многих образовательных и иных организаций, с которыми сотрудничает по следующим направлениям:

• Разработка корпоративных систем дистанционного обучения. Разработка и проведение дистанционных курсов.

• Научное руководство и консультирование дистанционной образовательной деятельности.

• Повышение квалификации кадров организаций (очно и дистантно). Подготовка тьюторов дистанционного обучения для организаций, внедряющих Интернет-технологии в учебный процесс.

• Сопровождение дистанционной деятельности организации. Экспертиза и рецензирование разработанных организациями материалов и ресурсов. Проведение совместных дистанционных проектов.

В планах Центра создание отделений в странах СНГ.

Выездные педагогические мероприятия

В рамках научно-методической работы с педагогами ЦДО «Эйдос» проводит выездные очные конференции и семинары, участники которых получают впоследствии дистанционную Интернет-поддержку. Тематика выездных мероприятий - не только дистанционное образование, но и другие направления модернизации образования - профильная школа, компетентностный подход в обучении, образовательные стандарты, развитие одаренности школьников, организация экспериментальной деятельности в школах и др.

Каждое организуемое Центром "Эйдос" мероприятие отличается не только практической, но и теоретической новизной и используется его участниками для профессионального продвижения, в том числе и научно-методического.

Жизнеспособность и эффективность выбранного подхода проверены и подтверждены длительным сроком хозрасчетной деятельности Центра «Эйдос» в режиме полной самоокупаемости.

Квалифицированный дистанционный педагог востребован не только в своем городе или селе. Центр «Эйдос» видит своей задачей – научить педагогов достойно жить и работать в информационном обществе, сообразно своей квалификации, не замыкаясь на условиях очного проживания, умея взаимодействовать с удаленными учениками и коллегами.

Публикации, диссертации

На основе результатов деятельности Центра и проводимых в ходе опытно-экспериментальной работы  исследований изданы книги, сборники, защищены диссертации:

Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., МПГУ, 1998. – 37 с.

Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 304 с.

Андрианова Г. А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении. — Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 2000.

Матецкий Н. В. Компьютерные задания как средство организации эвристической учебной деятельности учащихся в дистанционном обучении. — Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 2001.

Король А. Д. Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности школьников. — Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 2002.

• Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г. Москва / Под ред. А. В. Хуторского. — М.: ИСМО РАО, 2004. — 152 с.

Тришина С. В. Технология развития информационной компетентности старшеклассника. — Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Оренбург, 2005.

Галанов А. Б. Методика организации телекоммуникационной образовательной деятельности в школе. — Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 2005.

• Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 300 с.

Публикации в СМИ

Андрианова Г.А., Хуторской А.В. Творчество в дистанционном образовании — Тезисы доклада на конференции «RELARN-98». — 1998. - http://www.relarn.ru:8080/conf/conf98/rep103.html

Хуторской А. В. Дистанционные проекты и олимпиады Центра «Эйдос» — Статья в журнале «Компьютер в школе». — 1999. — № 1. - http://old.osp.ru/school/1999/01/07.htm

• Помни, ты способен на гениальные открытия! — Газета «Первое сентября», 2000. - http://ps.1september.ru/2000/66/3-1.htm

• Научные открытия – до обеда — Статья в журнале «Компьютер в школе». - 2000. — № 2. - http://old.osp.ru/school/2000/02/025.htm

• Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра». — 2002. — № 36. - http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/

• Представьте себя виртуальным учителем. О Всероссийском конкурсе "Дистанционный учитель года" — Журнал «Учитель». — 2002. — № 5. - http://uchitel2.valuehost.ru/journal/journ05-02/journ05-02P4.html

Хуторской А.В. Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты // Химия: методика преподавания в шк. - 2001. - №4. - С. 40-45.

Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - N 2. - С. 30-35.

Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С . 144-154.

• Секрет пробуждения талантов — О проектах Центра дистанционного образования "Эйдос". - http://eidos.ru/journal/2004/0825.htm

• Дистанционное образование школьников и современные интернет-технологии. —Стенограмма радиопередачи на «Радио Свобода». — 2005. - http://archive.svoboda.org/programs/edu/2005/edu.111605.asp

Партнеры

Российская академия образования, Международная педагогическая академия, Институт содержания и методов обучения РАО, учреждения Министерства образования и науки РФ, Интернет-организации, школы, гимназии, лицеи.

Награды

• Сайт Центра признан лучшим сайтом России в номинации «Наука и образование». - http://www.goldensite.ru/arch2004.aspx

• Интернет-журнал «Эйдос» — лауреат Всероссийского открытого конкурса образовательных ресурсов Интернета "ИТ-образование в Рунете". - http://ict.edu.ru/konkurs/laureat.html

Сайты

• Официальный сайт Центра - http://eidos.ru

• Форум Центра - http://eidos.borda.ru

---

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Центр дистанционного образования [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/distance_education_center.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, Твиттер.

 



 


© А.В.Хуторской, 1997—2023

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо