Эвристический урок по А.В. Хуторскому
Эвристическая школа – это школа, которая работает по концепции
эвристического обучения.
Дидактическая эвристика – теория и технология эвристического
обучения (А.В. Хуторской).
Теорию и технологию эвристического обучения разработал и применил в
практике обучения A.В.Хуторской. Начиная с 1992 года концепция эвристического
обучения разрабатывалась и применялась в
Школе свободного развития (п.
Черноголовка Московской обл.).
Затем данная концепция получила развитие в работе
Центра
дистанционного образования "Эйдос", который за 20 лет провёл более 700
дистанционных эвристических олимпиад с числом участников - около 300 000
человек.
Данная технология
совершенствовалась и развивалась, появлялись её варианты. Технология имеет
особенности в очном и дистанционном исполнении, для младших и старших
школьников, студентов, педагогов.
С 2016 года школы участвуют в инновационном проекте
"Эвристический класс" - технологии эвристического обучения применяются в рамках
одно го класса (25 учеников + 5 учителей).
Эвристическое обучение (от греч. heuriskо –
нахожу, отыскиваю, открываю) – педагогическая технология, ориентирующая на
создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (личностных)
образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие
и личностное приращение учащихся.
Цель эвристического обучения –
самореализация учащихся, развитие их одарённости через продуктивную
образовательную деятельность (обучение через открытия).
Эвристический урок
1. Основная задача учителя при планировании эвристического
уроа - определить, какой образовательный продукт создадут ученики на уроке. Всё
остальное, что будет происходить на уроке, в том числе традиционные виды
деятельности, будут направлены только на то, чтобы дети составили свой
творческий результат - продукт.
2. Образовательный продут дети составляют по отношению к изучаемой теме - и её
главному объекту - фундаментальному образовательному объекту. Реальный объект -
тот, который можно обнаружить - пощупать руками, услышать, увидеть,
почувствовать. Не нужно заменять реальный продукт готовой информацией о нём. То
есть, изучать следует реальный цветок, а не его картинку в учебнике.
3. Следующая задача при проектировании эвристического урока - составить задание.
Оно должно быть эвристическое, т.е. открытое, личностно значимое для учеников,
общественно-полезное, т.е. реально необходимое для решения кому-то ещё,
зажигательное, т.е. увлекающее детей, продуктивное, т.е. завершаться продуктом.
4. Планируется способы диагностики, оценки результатов учеников, формы
рефлексии.
Эвристические задания
Приведём примеры эвристических заданий на
уроке:
— изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство,
планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года,
мира;
— дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать
математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать
теорию природы;
— сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку,
небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста
(интервью, реклама, деловые диалоги);
— составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету,
сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников,
сборник математических задач;
— придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить»
буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой:
нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
— изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую
фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;
— разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год;
разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку,
рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.
Литература
-
Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента //
Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.
-
Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская
газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.
-
Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр.
- 1996. - №6. - С.18-32.
-
Хуторской А.В. Эвристическое обучение:
Теория, методология, практика. Научное издание. - М.:
Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.
-
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика:
Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ,
2003. - 416 с.
-
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник
для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник
нового века")
-
Хуторской А.В. Развитие одарённости
школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для
учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. –
(Педагогическая мастерская).
-
Хуторской А.В. Технология эвристического
обучения // Школьные технологии. 1998. №4. С. 55–75.
-
Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического
обучения. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., МПГУ, 1998. – 37 с.
-
Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра». — 2002. — №
36. - http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/
-
Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии.
- 2004. - № 1. - С . 144-154.
-
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные
основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. —
320 с. (Серия «Инновации в обучении»).
-
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2.
Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство
«Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. –
198 с. (Серия «Инновации в обучении»).
-
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика
/ под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»;
Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с.
(Серия «Инновации в обучении»).
-
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет
и телекоммуникации / под ред. А. В. Хуторского. – М.:
Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования
человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Эвристический урок.
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. –
http://khutorskoy.ru/science
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости в
Фэйсбук,
ЖЖ,
Твиттер.
|
|