Интервью со мной
Образование on-line: о Национальном проекте
"Образование" и дистанционном образовании. Интервью журналу
"Обучение и карьера". - 2007. - №1.
Андрей Хуторской – член-корр. РАО, директор Центра
дистанционного образования "Эйдос":
Говоря о дистанционном образовании применительно к Национальному проекту "Образование",
хочу заметить, что данный проект пока не имеет научного обоснования. Почему?
Давайте посмотрим, из чего он состоит.
Первое - раздача грантов, призов тем, кто заслуживает. Безусловно, это хорошее
дело. Аналогию можно провести с русскими царями на ярмарках, когда они
разбрасывали в толпу деньги, а народ все подбирал. А здесь подбирают те, кого
выбирают. Но это не меняет качества образования в лучшую сторону, что является
одной из главных целей национального проекта. Это ненаучный подход, и в это
вложены огромные суммы.
Второе. Мы задались целью обеспечить доступ в Интернет всем российским школам.
Благородная задача. Но она опять-таки научно не обоснована, и результат априори
ясен. Мы наступаем на грабли, которые уже «попробовали» другие страны, например,
та же Великобритания. Там правительство тоже рассылало когда-то модемы в школы.
И эти модемы получили название «шкафных». Почему? По месту, где они до сих пор
пылятся.
Нам пора уяснить, что доля затрат на техническое обеспечение инноваций в
образовании составляет только 20 процентов от необходимых общих расходов. Если
сейчас государством вложено 3 миллиарда рублей, которые пойдут на интернетизацию
школ, то нужно ещё дополнительно 12 миллиардов рублей, чтобы обеспечить
подготовку кадров для работы с этим оборудованием и технологиями, на разработку
нового учебного материала, программ, методик, научно-педагогическое
сопровождение инноваций. Это 80 процентов расходов. Но эта цифра нигде не
заложена. И, похоже, эту проблему никто и нигде не собирается обсуждать.
Дистанционное образование у нас пока не стало не только приоритетным, но и
имеющим право на жизнь. При всем, казалось бы, прогрессивном начале этой
современной формы обучения и подготовки профессиональных кадров. Есть энтузиасты
электронного обучения, они проделали огромную работу, подготовили почву для
дальнейшего развития и распространения дистанционного образования в стране. Они
уже разработали и реализовали инновации, обучают тысячи людей на расстоянии.
Осталось только описать эти процессы законодательно. Но продвижению Е-learning в
широкую практику российского образования мешает устаревший подход чиновников,
которые вместо поддержки лидеров стараются искать их нарушения. Нашим
государственным деятелям пора понять простую вещь: законы и распоряжения тогда
хорошо исполняются, когда они соответствуют той реальности, которую они
описывают. Закон не есть первичное и что-то такое карающее, запрещающее правило.
Законом должна стать та хорошая, нормальная, обеспеченная деятельность, которая
уже существует жизни, как в случае с Е-learning. Сейчас же получается, что
инициаторы дистанционного обучения занимают более государственную позицию, чем
те, кто обязан это делать по должности.
Моё предложение администраторам нацпроекта «Образование» и депутатам,
принимающим законы - изучить успешный опыт передовых школ, вузов и центров,
которые используют Интернет в обучении. Обратиться к науке для того, чтобы
провести необходимые исследования и подготовить основания для проектирования
нового уровня отечественного образования.
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|