: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

 Информация или Реальность. Что нужно исследовать ученикам в своих работах

 
 

03.12.2018 г.

Часто ученики изучают не реальность, а чужую информацию о ней. Фрагмент обсуждения во время конференции для школьников "Эйдос"


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Информация & Реальность.

Вот такой вопрос мне задаёт ученица 5 класса Александра Н. на проходящей сейчас дистанционной конференции для школьников "Эйдос":

Здравствуйте! Извините за беспокойство. Я хочу попросить Вашего совета. Дело в том, что у меня в работе есть исследование о роли женщины во II-й мировой войне. В нем на примере "ночных ведьм" я доказываю, что женщина может справиться с любой военной специальностью так же хорошо, как и мужчина. Это моя гипотеза. Так вот, на что мне надо обратить особое внимание? Стоит ли включать в работу биографические данные некоторых летчиц? Эта тема мне очень интересна. Я с детства люблю военные фильмы. Но на городском смотре мне сказали, что эта тема не для ребенка. А я почти два года собирала материал и читала литературу о девушках-летчицах. Заранее спасибо за внимание.

==

А.В.Хуторской:

Александра, самый главный совет я тебе дам такой: Изучай только реальные объекты, а не информацию о них.

Если интересны лётчицы, найди реальную настоящую лётчицу и изучай её, если хочется. Фильмы, статьи, книги - это всё информация чужих людей - писателей, режиссёров, актёров. Это их продукция, а не твоя. Тебе же нужно создавать в исследовании свой продукт. А не перелопачивать чужое.

К чужой информации можно обратиться тогда и только тогда, когда ты уже что-то сделала своё. Исследовала свой реальный объект описала его, может даже сняла свой фильм. Вот только после этого можно и нужно посмотреть на чужие достижения, сравнить их со своими. Тогда ты сохранишь и разовьёшь свою точку зрения и не будешь подвержена слепому влиянию на тебя со стороны чужой информации.

P.S. Есть небольшое дополнение. Например, понятие "исторический факт". Это когда исследуется, например, исторический документ - артефакт. То есть не просто пересказывается, что написано в старинном издании, а анализируется. Исторический факт - для истории реальный.

И тебе надо будет выбрать предмет (науку), в которой ты делаешь свою работу. А то у тебя в работе с чёрным котом всё намешано - и приметы, и биология, и социология, и оккультизм, так нельзя. Надо чётко определять область исследования, объект и предмет исследования.

==

Обсуждение ситуации с педагогами в Фейсбуке

Валерий Хвалев: Гениальный ответ! Для тех кто знает о чем я ...

Людмила Шамова: Женщина -это хранительница Человеческого Рода !!!

марина салтыкова: Добавить нечего. Ответ мэтра блестящий! Девочке повезло!

Ирина Тимофеева: Никто до этого ребёнку не посоветовал, не объяснил. Наверное, она понимала, чего-то не хватает в её исследовании. А тут так все ясно изложено! К чему стремиться надо!

Виктор Лукьяненко: К сожалению, ответ не такой уж и гениальный, и блестящий. И девочке не так уж и повезло. Ведь, по существу, ей предложено познавать истину путём "наступания на собственные грабли". Девочка молодец, что пытается мыслить по возможности более широко и многопланово. А мэтр, в процессе её самых первых попыток познания, загоняет её в намеренно зауженные рамки осложняющие восприятие предмета познания во всём его многообразии. Ну где же здесь "гениальное", "блестящее", "мэтровское"?! На мой взгляд, всё это скорее похоже на заведение детя в заблуждение и наукообразную "тень на плетень".

Александр Романов: Данные → Из разных → Источников → Нужно → Сопоставлять → Если → Есть → Такие → Возможности →

Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов В нашей методике такое сопоставление производится на соответствующем этапе, в любом случае - ПОСЛЕ создания учеников аналогичного продукта.

Хуторской Андрей Викторович: Теперь о главном. Дело не в блеске ответа, и не в споре, гениальный мэтр или не гениальный. Дело в сути проблемы. А проблема называется отчуждение человека от личного образования и предназначения. Аспект этой проблемы - замещение чужой готовой информацией собственных образовательных результатов ученика. Такая ситуация возникает не иногда, а массово. И причиной является действующая система образования. Что отсюда следует?

Виктор Лукьяненко: Ну что ж – можно и о главном. Вынужден напомнить Вам, что «личное» образование и воспитание современного человека осуществляется, слава Богу, не на пустом месте, и не с чистого листа (как у Адама с Евой), а опирается на всё то, что подразумевается под «всеобъемлющей формой надбиологического наследования» т.е на системное представление о том самом существенном, что создано предыдущими поколениями. В том числе и на то, что обобщено, репрезентативно осмыслено и редуцировано талантливыми педагогами-методистами и представлено в качестве учебно-методического обеспечения предметов образования. И всё это Вы позволяете себе обозвать «чужой готовой информацией», а приобщение ко всему этому «отчуждением человека от личного образования»?

Хуторской Андрей Викторович Да. именно так. Интериоризация в ребёнка всей той "накопленной поколениями" и отобранной "методистами" информации - нечеловекообразный процесс, исключительно вредный для самореализации ученика.
Данный процесс достаточно распространён, в том числе благодаря Выготскому и его последователям, которые придумали интериоризацию и составили нынешние ФГОСы для школы.
Наш подход в доминанте экстериоризации - эвристическом методе самопроявления ученика и последующем его приходе при необходимости к достижениям поколений.

Виктор Лукьяненко: Самоопределение без опыта? По сути, Вы предлагаете в буквальном смысле изобретать колесо, лук и стрелы? А к реальной действительности, достижениям человечества обращаться "лишь в случае необходимости"?! Да. Вы, видимо, действительно "ушли" довольно далеко. Остаётся пожелать Вам с такой "поступью" не дойти "до ручки". Для этого было бы полезно всё же повнимательнее относиться к суждениям по существу, а не ориентироваться только на восторги и рукоплескания "блондинок от науки".

марина салтыкова: Ой, блондинка от науки, видимо, я. Как приятно! А я-то думала, что я мышь белая, библиотечная.

Виктор Лукьяненко: Вы - ПРЕЛЕСТЬ!

Афанасий Слепцов: 5 класс. Объект, предмет исследования. Даже педагоги затрудняются в определении этих понятий.

Хуторской Андрей Викторович: С этим нет проблем у учеников. Есть проблемы у учителей - учить детей создавать собственный образовательный результат, а не представлять чужую информацию.

Гали Валеев: Судя по ответу школьнице, Всезнающий далек от истории! Почему бы школьнице не сделать самостоятельный историографический обзор по теме? Также следовало бы сказать ей, что история, как и ряд других гуманитарных наук, есть искусство интерпретации фактов: сначала идет первичная интерпретация факта, затем следует интерпретация интерпретации и так далее будет идти много веков подряд. Так устроена современная наука, ничего в этом зазорного нет.

Хуторской Андрей Викторович: "историографический обзор по теме" - именно то, против чего я выступаю с педагогической точки зрения. Я пояснил, почему именно.

История - интерпретация интерпретации фактов? Вы уверены, что именно так устроена история как наука?

Виктор Лукьяненко: Подобное как-то «странновато» слышать из уст учёного. По существу, Вы выступаете против того, что в наибольшей мере способствует приближению к истинному знанию. Ведь без знания подлинной истории явления невозможно правильно понять его нынешнее состояние и определить возможные перспективы его дальнейшего развития. Это аксиома! Вы против неё выступаете?

Хуторской Андрей Викторович: "истинное знание", "подлинная история"... - вот что странновато. Считаю, что настоящие учёные таких слов не употребляют.

Виктор Лукьяненко: Во-первых, не "истинное знание", а "приближение к истинному знанию". А "подлинная история" - это то, что действительно было. Это то, от чего никуда не деться. Это то, что надо познать и понять для того, чтобы лучше ориентироваться в настоящем, и иметь возможность представлять будущее. В содействии решению этих задач и должна состоять деятельность каждого настоящего учёного, а Вы, видимо, не только не намерены прикладывать свои усилия в этом направлении, но и склонны "запрещать" само употребление этих терминов.

марина салтыкова: Из этого следует четкое разделение массового и элитарного образования, как это было у Аристотеля - ab ovo. Великая Дидактика и вся та школа массово воспитывала и образовывала народ, плебс, по Аристотелю.



--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Дневник достижений ученика: рекомендации учителю и родителю
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.12.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1210 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2018