: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

 
Чем метапредметность отличается от межпредметности

 
 

02.12.2018 г.

Получил вопрос от учителя


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Чем метапредметность отличается от межпредметности. Получил вопрос о метапредметности от учителя английского языка:

Андрей Викторович, здравствуйте!

Вот что непонятно, можете ли Вы ответить мне.

Без всякого метапредметного подхода у меня на занятиях ин. языка всегда были 4 основные вида деятельности - чтение, говорение, письмо, аудирование. Соответственно, в каждом блоке были основные понятия - буквы, правила чтения, звуки и пр.

В чем главное отличие метапредметного подхода в этом случае? В чем отличие метапредметного содержания от того, что у меня всегда было? Просто появилось новое название ФОО? Уроки по чтению у меня всегда были, зачем мне метапредметный урок чтение?

--
Уважаемая коллега!

Метапредметность - то, что лежит в основе предметов.

Структурно метапредметность выражается:

1) в ключевом содержании - у нас это фундаментальные образовательные объекты (ФОО). Во ФГОСах они этого ещё не сделали, фундаментального ядра не выделили.

2) в метапредметных (базовых) видах деятельности. Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.

Теперь о связи предметного и метапредметного.

Когда учитель английского языка изучает с учениками английские (латинские) буквы, он частично изучает метапредметную основу всех букв вообще. А также - специфику букв английского алфавита. Соответственно, образовательные результаты учеников делятся на предметные (специфика букв английских) и метапредметные (общие свойства букв). Эти два типа получаемых результатов различаются с помощью специальных заданий для учеников.

Кроме того, ученик на уроках английского осуществляет чтение, говорение, письмо, аудирование. Здесь также есть предметная и метапредметная составляющие. Например, чтение метапредметное характеризуется скоростью, внятностью, осознанностью. А чтение предметное - спецификой английского языка - ударениями, окончаниями, тем, что пишется одно, а читается другое.

Таким образом, отличие метапредметного подхода от обычного предметного в том, что в обучении выделяются метапредметные объекты, метапредметные деятельности и метапредметные результаты. Раньше же, традиционно выделялись и оценивались только предметные результаты.

Практическая реализация метапредметного подхода происходит в инновационном проекте для школ, который ведёт Институт образования человека. Условия участия в проекте: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Meta.pdf

Книги по метапредметному обучению: https://eidos-institute.ru/…/catal…/books/interdisciplinary/

==

Спасибо, Андрей Викторович. Поняла, что наша позиция - включать на занятиях метапредметные и предметные результаты. Смысл - более глубокое обучение.

Правильно ли я понимаю, что межпредметное и метапредметное обучение отличаются тем, что в межпредметном рассматриваются результаты разных предметов, и нет глубокой связи (хотя не понимаю, почему, она есть), а в метапредметном рассматривается только ФОО, относящийся к учебному предмету. И если букву мы рассматриваем метапредметно, то это только англ.язык, но это же тогда получается предметность? А если подключаем русск.язык, то это межпредметность, а не метапредметность?

==

А.В.Хуторской: Межпредметное и метапредметное в обучении отличаются.

Если представить объёмную модель образования, то метапредметные основы - они вертикальные, это корни. А межпредметные - горизонтальные связи между ветвями-предметами.

Горизонтальная межпредметная связь может быть чисто инструментальная, например, математика помогает вести деятельность в других предметах - считать, рассчитывать, выводить, решать задачи. Переносятся методы, подходы. Или какие-то вопросы рассматриваются на стыке предметов. Межпредметность не обеспечивает метапредметности, но может являться её предвестником, обоснованием.

Метапредметность имеет другие задачи - целевые, смысловые, ценностные. Это философская основа предметов. В образовании именно метапредметный подход способен выводить ученика на его ценностно-смысловую основу, на его миссию.

Именно поэтому в нашей классификации ключевых стремлений, компетентностей и деятельностей (УУД) содержится 5 основных групп:

1) познавательные
2) креативные,
3) оргдеятельностные
4) коммуникативные,
5) ценностно-смысловые.

Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы. Причём грубейшей ошибкой нынешних Фгосов (их составителей) является отделение личностных результатов от предметных и метапредметных. Этим заложено отчуждение образования от личности учащихся! Дело в том, что и предметные, и метапредметные результаты ученика являются личностными!

12 ошибок ФГОС я назвал ещё в 2009 году сообщил их в министерство. Но их до сих пор не исправили. Чиновники не понимают, что вредят сами себе. Получается, что их управление образованием оказывается ошибочным. Соответственными для них будут и результаты.

У части чиновников вообще иллюзия, что все законы наук они могут написать сами. Для этого некоторые из них обзавелись учёными степенями. Они думают, что если издадут приказ или выпустят Фгосы - вот это и будет законом. А в реальности это не так. Учащиеся, учителя, да и вообще люди - они понимают, что естественно и реально, а что выдумки и происки управленцев. Поэтому фгосы фгосами, а работают педагоги всё-равно не по фгосам, а так, как считают нужным.

Правильно открытый закон, а это может сделать только учёный средствами наук, он всегда естественный. Его нельзя не выполнить. Им приятно руководствоваться. Потому что человек чувствует поток истины, в котором данный закон работает.

Наша научная школа нашла для себя такой поток педагогической истины - это человекосообразность образования. Образование сообразно человеку. Не Фгосам, не распоряжениям чиновникам и даже не юридическим законам, а именно самому человеку. Через человека заказ на образование выдаёт его род, народ, человечество, вся Вселенная. Если прислушиваться и брать за основу миссию человека, тогда и цели его образования можно определить, и помочь достичь их.

==

Обсуждение

Денис Сахарных: «5) ценностно-смысловые. Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы.» — именно так. Я, работая с учителями ОРКСЭ, испытывал поэтому некоторые трудности при попытке изложить на фгосовском языке, с чем мы имеем в данном предметной области дело

Александр Романов: "Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования." (А.В.Х)

Александр Романов: Деятельности → Обще → Учебные → По Н.А. Лошкарёвой →

Александр Романов: "Когда учитель английского языка изучает с учениками английские (латинские) буквы, он частично изучает метапредметную основу всех букв вообще. А также - специфику букв английского алфавита. Соответственно, образовательные результаты учеников делятся на предметные (специфика букв английских) и метапредметные (общие свойства букв). Эти два типа получаемых результатов различаются с помощью специальных заданий для учеников". (Хуторской А.В.)

Александр Романов: Букв → Основа → Общая → Мета → Предметная →

Александр Романов Букв → Свойства→ Общие → Мета → Предметные →

Александр Романов Обучение и воспитание сложных детей (начиная с дошкольного возраста), с выраженными расстройствами поведения, дезинтеграцией общих психических процессов, поведения и деятельности (детский аутизм) ставит проблему предметности и метапредметности более ос...Ещё

Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов Я думаю, что принцип человекосообразности образования действует и для детей с аутизмом. Поскольку предлагает руководствоваться в их обучении их же особенностями.
Да, дидактика для этого должна быть особая. Я бы сказал, что нужна дидактика сопровождающего обучения.

Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович Лет уже 15-ть назад я задал вопрос Давыдову В.В. о феномене дидактической игры. Дело было в РАО ( в здании напротив консерватории)... Он подумал и сказал, что это тема мало разработанная. Я к тому, что поиск новых форм обучения детей, тем более сложных, с дефицитами в способности учиться и развиваться лежит в "области педагогики"... Психологи-методологи порой плохо знают "практическую дидактику"?! Потом, начинается открытие "немецкого или иного опыта"?!

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Чем метапредметность отличается от межпредметности
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 02.12.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1202  

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2018