: ХРОНИКА БЫТИЯ

Куда и как уходит творчество в начальной школе?

 
 

06.09.2007 г.

Почему в 10 раз сокращается творческий потенциал школьников?

Не только исследователи, но и обычные учителя давно знают, что уровень творческого развития детей по мере обучения в школе снижается. Первоклассники каким-то своим соображением, неотягощенным ещё привычными знаниями,  подчас "выдают" искромётные идеи или суждения, существенно отличающиеся от общепринятых. Потом всё это куда-то постепенно уходит, появляются шаблонные ответы, шаблонные мысли. Иногда, правда, появляются бунтари, которых "обрабатывают" особенно усиленно. Под "бунтарями" я имею в виду как учеников, так и учителей.

В своём докторском диссертационном исследовании я обнаружил, что на высоком уровне творчества создаётся только около 3% работ старшеклассников. Тогда как для начальной школы эта цифра достигает по мнению многих исследователей 30%.

Как и почему в 10 раз снижается творческий потенциал учеников за 10-11 лет обучения в школе? Может быть это физиологическая или психологическая закономерность? Или педагогическая?

Возможно, что причин снижения креативности несколько. И одна из главных - это, конечно, массовая система действующего обучения. Согласно которой педагог культивирует на своих уроках не "всплески искр" учеников, а освоение ими заданных норм, правил, содержания. Главная миссия педагога как представителя государства - подведение разношерстных людей под некие общие начала. Делается это по простой и объяснимой, на первый взгляд, причине - обеспечение сохранности и стабильности государственно-общественной системы, создание условий для продолжения работы его механизма.

Неужели невозможно совместить индивидуальное творческое развитие и устойчивость целостность общества? Ради этой цели годы, столетия и десятилетия ведутся исследования, разрабатываются теории, применяются методики. Что-то получается, но как-то мало и недостаточно широко.

В этих условиях любое творческое педагогическое движение, научное исследование или учительская инициатива являются той "каплей, что камень точит". Если удаётся помочь творчески самовыразить себя одному, двум, десяти школьникам или педагогам, уже хорошо. Получится распространить творческую инновацию не несколько школ - замечательно. А если в творческих делах и мероприятиях принимают участие многие города и страны, вот уже и подход к решению проблемы на государственно-общественном уровне.

Дистанционные эвристические олимпиады, которые мы проводим с 1997 года, и в которых приняло участие более 110 тыс. человек, это действительно вклад, который можно оценить и продолжить. Для меня это может быть главный вклад профессиональной жизни.

Сегодня я написал отзыв на автореферат диссертации, которую выполнила учительница из Беларуси - Светлана Ивановна Гин. С её работами я был знаком и раньше, а с её мужем Анатолием, известным специалистом в области ТРИЗа, познакомился ещё во Всесоюзном клубе творческой педагогики, когда Россия и Белоруссия были в одной стране. Слава Богу, что сегодня всё ещё есть педагогические семьи и династии, пусть даже в первом поколении. И ещё важнее, что это семьи, ориентированные на творчество, как своё, так и тех, с кем они работают.

Приведу свой отзыв на этот автореферат, в котором я попытался отразить наиболее важные, на мой взгляд моменты исследования, а также сформулировал некоторые проблемы.


ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Гин Светланы Ивановны «Формирование креативности младших школьников в процессе обучения», представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи)

Актуальность данной диссертации обусловлена, на наш взгляд, тем, что именно ученики начальной школы демонстрируют наибольшую, по сравнению с другими возрастами творческую активность, а традиционно существующая система образования этот фактор не только игнорирует, но и, видимо, способствует постепенному переводу детей из режима инициативно-творческой активности к внешней регламентации и упорядоченности их учебной деятельности, которая, при наличии положительных сторон, всё же ведёт к уменьшению креативных проявлений детей в обучении.

Соискатель, знающий указанную проблему изнутри в качестве учителя, решила исследовать процесс развития креативности учащихся начальной школы и разработать методику развития данного качества в общеобразовательном процессе. В качестве методов, приёмов и методологии подхода к решению проблемы, она выбрала ТРИЗ-педагогику. Данный выбор вполне адекватен поставленной цели, хотя и не является единственной альтернативой традиционному обучению.

Проведя 12-летнее экспериментальное исследование в начальных классах ряда школ г.Гомеля, Светлана Ивановна получила новые научные результаты, относящиеся как к объекту своего исследования - процессу развития креативности детей, так и к ТРИЗ-педагогике.

В диссертации показано, что характерными проявлениями креативности в младшем школьном возрасте являются творческая мотивация, инициативность, стремление к фантазированию, оригинальность, дивергентное мышление, чувствительность к проблемам, вариативность, чувство юмора, критичность, независимость. Младшим школьникам свойственна повышенная восприимчивость, эмоциональность, любознательность, стремление к новизне, непосредственность в поведении. Диссертант делает вывод, что именно отсутствие внимания к развитию данных качеств ведёт к снижению уровня креативности детей к окончанию начальной школы.

Чтобы решить выявленную проблему, автором разработана методика развития креативности младших школьников. Сформулированы теоретические положения этой методики: принцип задачного режима, направленный на формирование умения решать творческие задачи; принцип ресурсного подхода, обеспечивающий использование в обучении ресурсов личного опыта учащихся, их интересов, склонностей, потребностей; принцип эмоционального сотрудничества, ориентирующий на учет и стимулирование в учебном процессе положительных эмоций: радости, интереса, удивления.

Соискателем разработаны приемы повышения эффективности использования учебного материала: поиск многовариантности в условии задания, переформулирование условия, выход за рамки задания, соотнесение учебной информации с реальностью, творческая аналогия. Разработаны приемы повышения творческих возможностей учебника: поиск многовариантности в условии задания, переформулирование условия, при котором содержание упражнения сохраняется, а условие изменяется; выход за рамки задания, когда содержание задания дает возможность его дальнейшего развития; соотнесение учебной информации с реальностью, творческая аналогия, при которой содержание учебного задания выступает в качестве исходного для создания собственного.

Для обеспечения эффективности разработанной методики предложены организационно-педагогические условия: создание развивающей среды, способствующей расширению кругозора учащихся и формированию познавательных интересов; обеспечение благоприятной психологической атмосферы, необходимой для развития чувства уверенности и успешности; воспитание педагогом собственной креативности, включающее готовность к принятию и освоению инноваций, приобретение умения исследовать актуальные вопросы обучения и воспитания в органичной взаимосвязи; взаимодействие учителя с родителями, обеспечивающее преемственность и всесторонность развития творческих способностей учащихся.

Главным качеством разработанной и выносимой на защиту методики является построение с её помощью обучения, которое предусматривает реальную возможность реализации творческого потенциала школьников, обеспечивающее контекст учебного открытия, развивающее готовность к использованию знаний в незнакомой ситуации, потребность детей в создании нового оригинального продукта на уроках.

Отдельно следует остановиться на ТРИЗ-педагогике – педагогическом направлении, основанном на общих законах теории решения изобретательских задач, целью которого является обучение методам решения творческих задач. Разумеется, что ТРИЗ-педагогика не решает более общей и целостной педагогической задачи – развития креативности учащихся, но данное направление способно внести свой вклад в решение этой задачи. Диссертанту удалось определить методы и приемы, разработанные в ТРИЗ-педагогике, которые могут быть использованы процессе обучения младших школьников: метод системного оператора, приемы снижения психологической инерции, приемы генерирования новых идей, приемы разрешения противоречий, алгоритмы создания творческих продуктов. Можно сказать, что анализируемое исследование внесло свой вклад в развитие ТРИЗ-педагогики, определив роль и место ряда её методов в учебном процессе начальной школы.

Несомненным достоинством выполненного исследования является широкое внедрение в практику предлагаемых в диссертации инноваций. Соискателем разработана программа «Развитие творческих способностей». Массовым тиражом изданы в России и Беларуси учебно-методические пособия для учителей начальной школы «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир человека», «Мир логики». Опубликованы методические рекомендации для воспитателей детских садов «Занятия по ТРИЗ в детском саду» и учителей первых классов «Первые дни в школе». Программы и учебно-тематический план авторских семинаров и учебных курсов используются в системе повышения квалификации учителей начальной школы.

В качестве замечаний сформулирую вопросы, которые могут быть конкретизированы и уточнены соискателем в процессе защиты диссертации:

1. Из автореферата не совсем ясны основания, которые подтверждают, что именно перечисленный соискателем набор принципов является необходимым и достаточным для решения основной задачи разработанной методики. Почему, например, в совокупность предлагаемых принципов нельзя внести принцип личностного образовательного целеполагания ученика?

2. Исследованием проблем творчества в обучении, как справедливо отмечает соискатель, занимались и продолжают заниматься учёные многих стран. Хотелось бы, чтобы диссертант более чётко позиционировал свою методику по отношению к аналогичным, например: к методике эвристического обучения, методике развивающего обучения, Вальдорфской методике и др.

В заключение отмечу, что автореферат отвечает требованиям Положения о порядке присуждения ученых степеней, а его автор Гин Светлана Ивановна заслуживает присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 (теория и методика бучения и воспитания (учащейся и студенческой молодежи).

06.09.2007 г.
Хуторской А.В.,
доктор педагогических наук,
член-корреспондент Российской Академии образования
зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016