: ХРОНИКА БЫТИЯ

Существуют ли нравственные компетенции?

 
 

31.08.2007 г.

Ещё раз о пользе науки для решений чиновников

Недавно мне позвонил Марк Максимович Поташник, известный и авторитетный учёный и спросил моё мнение как эксперта в области образовательных компетенций – как я отношусь к понятию «нравственные компетенции»? Дело в том, что на одной из региональных августовских педагогических конференций, где он выступал, обсуждалась роль школ в формировании нравственных компетенций детей. Главным направлением этой работы управленцы предложили освоение детьми знаний о том, что же такое нравственные компетенции.

Я не оправдал отрицательных опасений уважаемого коллеги и не стал доказывать ему необходимость внедрения компетентностного подхода во всё что есть в образовании. Хотя, признаюсь на тему компетенций и компетентностей пишу и выступаю с 2002 года.

Действительно, я считаю что компетентностный подход способен сыграть значимую роль в преобразовании образования, приближении его к нуждам жизни и человека. Но в данном случае у чиновников очевиден явный перебор, «модничание, а не модернизация», как сказал бы Ш.А.Амонашвили.

О том, что нравственное воспитание сегодня нужно и как никогда актуально, спору нет. Но зачем же «приклеивать» к нему то, что ему не принадлежит?

Компетенции – это своего рода договор между социумом и личностью. В этом его сила и роль. Например, социуму нужны компетентные автолюбители или пешеходы, чтобы на дорогах было больше порядка. Тем, кто ездит или ходит по дорогам, тоже аварии ни к чему. Вот они и договариваются с обществом о неких правилах дорожного движения – внешних нормах, по сути, компетенциях. Овладение людьми этими правилами становится их компетентностью, т.е. уже личностным качеством. Итак, тут есть знания о ПДД, умения их выполнять, опыт действий на дорогах, и главное – личная и социальная значимость всего этого – т.е. всё то, что отличает компетенции от ЗУНов.

Совсем другое дело – область нравственности. Здесь невозможно заключить договор со всеми людьми, что они станут нравственными. Вряд ли вообще возможно создать общие для всех «правила нравственного поведения», я уж не говорю о том, что они станут личностно значимы для всех и вся.

Чиновники перегнули палку. Во-первых, совершенно не к месту прикрепили компетенции к нравственности; во-вторых, уже кажется всем должно быть известно, что знаниями о нравственности самой нравственности не сформируешь. Не от знаний нужно идти, а от деятельности, конкретных действий в реальных ситуациях. Нормы этих действий могут выявляться, рождаться, прочувствоваться в результате рефлексивных «разборов полётов», а не увещеваний педагога о том «что нравственно, а что нет».

Уважаемые управленцы, давайте поймём, что у каждого понятия, закона или модели есть свои границы или область применимости. Чтобы не оконфузиться, эти границы надо определять и за них не выходить. Примеры последствий, причём глобального масштаба, у всех перед глазами. Это тот же ЕГЭ. Как только роль одной из форм контроля – экзамена – оказалась гиперболизирована (причём, опять-таки, благодаря усилиям чиновников), тут же пошли многочисленные проблемы. А произошло что? Нарушение научных основ дидактики. Согласно достижениям этой науки известно, что нет и не может быть единого или самого лучшего метода или формы обучения, как нет и не должно быть единой и лучшей для всех формы контроля. Кроме экзаменов в дидактике есть зачёты, устные и письменные опросы, контрольные и проверочные работы, диктанты, защиты творческих работ, проектные формы контроля результатов и много чего другого. Нет там экзамена как единой и главной цели обучения, эдакого навязанного ориентира, замещающего множество других целей и смыслов образования.

Ни экзамен, ни компетенции, ни информатизация – не являются единственными главностями образования. Главным в образовании человека является сам человек. И то, что ему противоестественно, никогда не будет им принято и поддержано. Чтобы ни предлагали ему хоть целые толпы чиновников или педагогов, направленных ими на выполнение приказа.


А.В.Хуторской

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016